В современном мире для людей уже не составляет проблемы перевезти груз из точки А в точку Б – более 90% товаров потребления перевозят в контейнерах во все страны мира. Из-за того что контейнеры можно беспрепятственно перемещать на грузовиках, кораблях и поездах, они являются главным инструментом, используемым в логистическом процессе между экспортерами и импортерами.
Китай, являясь крупнейшим экспортером в мире, ежедневно отправляет тысячи контейнеров, которые загружены всевозможными товарами – от фруктов до обуви, от электроники до горючих и опасных материалов для промышленных целей. По этой же причине за последние десятилетия в КНР научились распределять огромные грузопотоки, которые проходят через торговые порты.
Какие бывают контейнеры
Из-за того что перевозить контейнеры проще всего на стандартизированных кораблях (контейнеровозах) и поездах, изначально в мире создали и утвердили их размеры, которые позволили оптимально размещать их на транспортных средствах. Сегодня самыми распространенными видами контейнеров для транспортировки грузов являются:
- 20-футовый контейнер,
- 40-футовый контейнер.
Их главное отличие – длина ящика, которая существенно влияет на его вес и внутренний объем (вместимость). Подробнее о разновидностях контейнеров читайте в Доставка грузов контейнером из Китая .
Как перевозят контейнеры из Китая
- по морю,
- по железной дороге,
- путем комбинации несколько видов транспорта.
Вид транспортировки зависит от пожеланий и местоположения получателя груза: если импортер находится на Дальнем Востоке, то выгоднее отправлять контейнер по морю (быстро и недорого), если речь идет о других городах в центральной части России, то можно воспользоваться поездом – груз дойдет быстрее, но заплатить, возможно, придется тоже больше. У каждого вида транспортировки есть свои плюсы и минусы, и решение о том, как перевозить груз, всегда принимается в частном порядке на основании множества факторов.
Кто является участником контейнерных перевозок
В сфере контейнерных перевозок участвуют три основных заинтересованные стороны:
Импортер – тот, кто хочет получить груз из другой страны;
Экспортер – тот, кто хочет продать и отправить груз импортеру;
Транспортная (судоходная) компания – та, которая доставляет груз импортеру, получая его от экспортера.
Помимо них, есть и другие службы, которые помогают упростить процесс. К ним относятся портовые работники, автотранспортные компании, судовые агенты, экспедиторы и т. д.
Как происходит процесс экспорта из Китая: морские перевозки из Китая
Предположим, вы решили закупить партию какой-либо продукции в Китае. После того как товар будет готов и упакован, его доставляют на склад поставщика или в порт для экспорта. В зависимости от условий доставки Инкотермс, эта обязанность может лежать на ваших плечах (вернее, вашего агента-экспедитора в Китае), либо на производителе.
На основании объема закупленной партии и загруженности контейнера может быть использована полная загрузка (FCL) или частичная загрузка контейнера (LCL). Полная загрузка предполагает, что товара закуплено ровно под вместимость ящика, а в случае частичной – вы должны будете зарезервировать отдельное место под свой заказ в общем контейнере.
На этом этапе к процессу присоединяются агент и экспедитор, которые помогают как импортеру, так и экспортеру в перевозке груза до порта, получении контейнера от судоходной компании, бронировании места на судне, а также отгрузке и опечатывании груза после заполнения контейнера на складе экспортера.
После того, как товар полностью загрузят в контейнер, на него вешают пломбу с идентификационным номером и транспортируют со склада в назначенный порт отгрузки для погрузки на судно.
В обязанности перевозчика также входит регистрация данных о том, что и в каком количестве находится в контейнере, указание его идентификационного номера, портов погрузки и разгрузки, названия судна, информации о получателе в документе под названием коносамент, по которому впоследствии получатель сможет забрать свой груз у себя в стране. Далее этот документ передают грузоотправителю, а тот – получателю (курьерской почтой или путем оформления телекс-релиза). Это чрезвычайно ценный документ, потому что он подтверждает законное право собственности на товар.
Затем представитель экспортера, агент-экспедитор, оформляет все портовые документы, таможенные декларации, производит окончательную инспекцию контейнера и оплачивает портовые сборы за перемещение контейнеров внутри портового склада или хранилища. Торговая палата выдает экспортеру сертификат происхождения, который потребуется для прохождения растаможки в РФ.
Что происходит в морском порту
В крупных международных портах оборудованы специальные терминалы для погрузки и разгрузки контейнеров с/на корабль и их перевалки на поезда или грузовики. Отдельные порты, где регулярно проходит большой грузопоток, имеют название «хабы».
Перед погрузкой контейнер располагают в том терминале, откуда его удобно доставить на судно в соответствии с графиком отправления. Как правило, все контейнеры привозят на причал из портового терминала за пару дней до того, как их начнут поднимать на контейнеровоз.
Перед отплытием капитану судна заранее предоставляют информацию о том, какие грузовые контейнеры должны быть погружены на борт в том или ином порту. Количество контейнеров, которое может уместиться на одно судно, зависит от величины контейнеровоза – самые маленькие могут перевозить по 100-200 контейнеров, в то время как гиганты морских перевозок могут принять до 24 000 контейнеров за раз.
Загрузка осуществляется огромными железными кранами, которые наверняка все видели на картинках в сети. Контейнеры располагают на палубе и в трюме. В маршруте каждого контейнеровоза в определенной последовательности обозначены порты судозахода, в которых производятся выгрузки и загрузки контейнеров, поэтому план погрузки имеет чрезвычайно важное значение – он напрямую влияет на скорость выгрузки на остановках судна во время следования.
Все суда ходят строго по установленным маршрутам и согласно утвержденному расписанию – такое движение происходит по морским линиям. Морские линии между РФ и Китаем обслуживают много международных и российских судоходных компаний, таких как Maersk, CMA, MSK, Синокор, FESCO и др.
Как получают контейнеры в морском порту
Как только судно прибывает в порт назначения, контейнер выгружают портовыми кранами и перевозят в портовый склад с помощью портовых грузовиков.
После прибытия товары проходят импортную очистку. По законам РФ ввозимые товары облагаются определенными налогами, тарифами и/или сборами. После прохождения этой процедуры в дело вступает экспедитор со стороны страны получателя, который связывается с терминалом и утверждает время, когда он будет забирать контейнер из порта.
Получение груза происходит исключительно по предъявлению коносамента (того самого документа, который оформили еще в Китае перед отплытием судна).
После того как представитель импортера или экспедитор забирает контейнер из порта, его отправляют наземным транспортом или на станцию, где он дожидается своего получателя, или на склад заказчика, где, наконец, с него снимают пломбу и выгружают товар. По окончании процедуры выдачи груза экспедитор забирает пустой контейнер и отвозит его на специальную контейнерную площадку судоходных линий, где он будет ждать следующего бронирования для нового путешествия.
Как перевозят контейнеры по железной дороге
Процесс транспортировки груза по железной дороге практически такой же: контейнер со склада поставщика довозят до ближайшей железнодорожной станции на грузовике и перегружают в терминал. Перед отправлением поезда при помощи спецтехники (автотягачей и кранов) его перегружают поездной состав.
Поезд из Китая может следовать напрямую в Россию, либо через Монголию или Казахстан. Во время планирования перевозки необходимо выбрать маршрут и узнать требования железнодорожной станции по загрузке и перевозке контейнеров (они могут отличаться). Необходимо учитывать время, которое может занять перевалка грузов с китайских на российские локомотивы и очередь из-за смены железнодорожной колеи на границе.
В отличие от морских перевозок, главным документом на транспортировку контейнера является железнодорожная накладная. Как и в случае с коносаментом, правильность ее заполнения является гарантией выдачи груза получателю.
После прибытия на станцию назначения контейнер проходит раскредитацию – ряд процедур, связанных с заполнением грузовых и таможенных документов и оплатой различных сборов, чтобы передать товар компании-экспедитору.
Перевозчик несет ответственность за доставку товара получателю и возврат порожнего контейнера на специализированную площадку для временного хранения.
*Растаможка, или таможенная очистка груза, происходит на таможенном посте при пересечении границы (Забайкальск / Наушки/ Озинки / Карталы-1 ), раскредитация – в пункте прибытия на финальную точку в маршруте грузового железнодорожного состава.
Мультимодальные перевозки
Грузоперевозки могут осуществляться одним видом транспорта (например, только по морю или только по железной дроге) или несколькими (например, сначала по морю, потом по железной дороге, а потом автотранспортом). Если транспортировка груза из точки А в точку Б производится одним видом транспорта либо несколькими видами транспорта, за каждый из которых ответственность несет отдельная компания-перевозчик, то ее называют интермодальной. Если же перевозка груза происходит путем привлечения 2 и более видов транспорта, но один перевозчик (оператор мультимодальной перевозки) несет ответственность за груз на всем пути следования, с места его принятия до места назначения, то ее называют мультимодальной.
В России для большей части грузов, которые приходят из Китая, используют именно комбинированный способ транспортировки, который зачастую выходит выгоднее по бюджету и по времени. Более того, в случае мультимодальной перевозки не нужно готовить несколько пакетов документов о грузе в контейнере – всю информацию достаточно предоставить разово, чтобы зафиксировать ее в едином договоре на перевозку с одной логистической компанией.
Чаще всего судно из китайского порта приходит в Находку или Владивосток, груз проходит таможенную очистку, и после этого его перегружают на железнодорожный состав, который идет в центральную часть РФ. В случае когда после перевалки груза до отправления поезда есть какой-то длительный промежуток времени, компания экспедитор также берет на себя обязанности для аренды контейнеро-места в терминале, где он будет дожидаться следующего этапа перевозки.
К менее распространенным примерам мультимодальных перевозок по направлению Китая-Россия относятся перевозка по морю из китайского порта в Санкт-Петербург с перегрузкой на автотранспорт или комбинация авиадоставки с автоперевозкой (например, из аэропорта Пекина в Москву и дальше в другой российский город), когда речь идет о небольших партиях товара, который нужно срочно доставить клиенту.
Основным сопроводительным документом в мультимодальных перевозках является Fiata коносамент – он является гарантией сохранности груза, которую предоставляет экспедитор, и предоставляет право на получение и владение грузом клиенту в пункте назначения.
После прибытия груза в финальный пункт назначения разгрузка может происходить по 2 сценариям: если контейнер был полным (FCL), то его (вероятнее всего) доставляют сразу на склад заказчика, если не нет (LCL) – то разгрузка происходит на складе экспедиторов, а клиент сам забирает свой груз или его (по согласованию) высылают по заданному адресу.