Рассмотрим поэтапно, какие возникают трудности при самостоятельных оптовых закупках в Китае.
Поиск поставщика с агентом и без
Поиск поставщика – самая важная часть в цепочке закупок. Большинство не понимает, зачем доверять поиск другим людям, когда можно все что угодно найти на сайте Alibaba. Здесь кроется одна из главных ошибок – на Alibaba большая часть поставщиков состоит из компаний, которые оказывают услуги по внешней торговле реальным производителям. Сами же производители не имеют в своем штате переводчиков, логистов, брокеров и пр., а занимаются только изготовлением товаров.Китайцы, как и иностранные компании, работающие тут, никогда не пользуются этим сайтом для поиска поставщика для закупок, так как на китайском языке достаточно других площадок с более интересными предложениями от фабрик, которые ориентированы на внутренний рынок.
Получается, пытаясь самостоятельно найти поставщика без помощи агента, покупатели находят такого же посредника, который,прикрываясь маской производителя, прекрасно знает, что вот его шанс продать чужой товар еще и со своей накруткой.
В чем польза переводчика
После выбора товара покупатели начинают изучать условия поставщика, обсуждать детали производства или закупки. Все это делается на английском языке, который для обеих сторон не является родным. В таких условиях число ошибок при производстве возрастает в разы.Нужно ли торговаться
Торги – тут начинается самое интересное. Многие слышали, что в Азии принято торговаться и минимум на 50/100/300%.Но есть один момент – эта байка актуальна только для туристических рынков. Начиная торги с производителями, нужно понимать, что качество закупаемого товара напрямую зависит от цены. И то, что вы сторговали, скажется на производстве.
Проверка производителя – гарантия поставки
Проверка поставщика – этот пункт обычно упускают из виду при организации закупок. А ведь именно на этом этапе можно узнать очень много о будущем партнере. К примеру то, что производство находится в жилом доме, а на этой импровизированной фабрике работает 5 человек, а сам бизнес зарегистрирован пару месяцев назад. Найти эту информацию без знания китайского непросто.Ошибки при закупке товара
Закупка товаров в Китае не ограничивается договором. Многие полагают, что договор решает все вопросы и что, подписав обычный типовой договор, можно спокойно переводить китайцам плату за товар. Ценность договорных отношений в КНР крайне низкая, тем более, если они касаются иностранцев, которые даже в случае неприятной ситуации вряд ли решатся подать иск в китайский суд (на чьей стороне будет суд, вы, наверное, понимаете). В случае возникновения каких-то проблем, китайцы просто скажут «вышло так, как вышло, мало ли что в договоре написано», а вам останется только вынести урок из такой ситуации и смириться с провалом.Контроль качества товаров
Проверка качества не должно ограничиваться отзывами или фотографиями от производителя.Многие, кто работает с Китаем, знают, что китайцы очень небрежно относятся к проверке, не считают незначительный брак за проблему, а на фото намеренно не захватывают места, где есть какие-либо дефекты.
Несколько лет назад при посещении одной фабрики по производству надувных ангаров мы стали свидетелями того, что при тестировании товара использовался кран, который, разумеется, в кадр не попадал, зато идеально поддерживал конструкцию. Что могло случиться дальше понятно – клиент, получив отличные фото, мог дать согласие на отгрузку, не подозревая, что такой ангар без крана не устоит. К счастью, удалось избавить его от лишних впечатлений от такой неприятной неожиданности.
Проверка товара перед отгрузкой
Проверка отгрузки – часть, которая тоже часто игнорируется начинающими бизнесменами. И в самом деле, что может случиться?Самый распространенный случай – отгрузка в дождь. Не всегда машина может подъехать к дверям склада, поэтому грузят под открытым небом. Внезапно начавшийся дождь не считается веской причиной, чтобы отменять отгрузку и искать более подходящее место. Со стороны заказчика только водитель контейнеровоза, которого никак не заботит ни дождь, ни товар.
Путь контейнера от завода до клиента занимает в среднем 35-45 дней. Что может случиться с влажным товаром в закрытом контейнере за такой срок? – Очередной незапланированный сюрприз, который может ждать покупателя.