До последнего времени Россия являлась восьмым по величине автомобильным рынком в мире со значительным потенциалом роста. Однако с марта текущего года из-за введенных санкций многим производителям пришлось частично или полностью покинуть российский рынок, а большинство покупателей решили временно отложить приобретение машины из-за резкого скачка цен на оставшиеся модели.
После таких событий многие стали делать прогнозы о нашествии китайских производителей в Россию, так как они остались наименее затронуты санкциями Запада.
Как менялся экспорт автомобилей из Китая в Россию
С 2020 года, когда все страны мира столкнулись с пандемией, приостановкой производств и срывами цепочек поставок, китайская автомобильная промышленность потеряла прежнюю устойчивость. Тем не менее, несмотря на сложности, экспорт китайской автомобильной промышленности продемонстрировал сильный рост за последние два года.
По имеющимся статистическим данным, продажи китайских машин на экспортном рынке в 2021 году составили 2,138 млн единиц, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 102%. Объем продаж на экспортном рынке с января по июнь 2022 года сопоставил 1,33 млн единиц, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40%.
История торговых отношений Китая и России в автомобильной сфере
С 2008г. Россия выдвигала довольно жесткие требования для импорта китайских автомобилей на внутренний рынок. В РФ действовали крайне невыгодные тарифные сборы на импортные автозапчасти, реализацией которых в большей доле занимались китайские автокомпании. Более того, по российскому законодательству количество испытаний китайских автомобилей, экспортируемых в Россию, составляло не традиционные 11, а 55, а срок действия сертификатов ограничивался 6 месяцами. Все эти меры затрудняли экспорт продукции автомобильной промышленности из Китая, так как влекли за собой немалые финансовые издержки.
Ситуация менялась постепенно на фоне улучшения политических отношений между КНР и РФ, так что уже к 2019-2020 годам доля поставок китайского автопрома сильно возросла, а в 2021 году экспорт автомобилей из Китая в Россию увеличился до самого высокого уровня в 120 000 единиц. С января по июнь 2022 года экспорт автомобилей из Китая в Россию продолжил свой рост и достиг отметки в 58 000 единиц, увеличившись на 11% по сравнению с прошлым годом.
Какие автомобили из Китая ввозили в Россию в 2022 году
В этом году экспорт в Россию в основном состоит из грузовых тяжелых автомобилей (их доля в экспорте за июнь возросла на 201%), далее идут легковые машины и автобусы, автозапчасти, электрокары составляют наименьшую долю.
Крупные китайские компании, экспортирующие легковые автомобили в Россию, находятся в провинциях Чжэцзян, Хэбэй и Сычуань; поставляющие автобусы - в провинции Хэбэй; грузовики - в провинциях Шэньси, Цзилинь и Синьцзяне.
По данным Китайской торговой палаты по импорту и экспорту машиностроительной и электронной продукции (CCCME), Россия производит только около 35-37% своих автозапчастей, а импортные автозапчасти составляют 62,5-65%. Такая сильная зависимость от международных поставок свидетельствует о том, что в ближайшее время российская сторона будет искать новые возможности сотрудничества с китайскими поставщиками, которые смогут закрыть потребности в комплектующих для своих и западных автомобилей.
Как повлиял Китай на авторынок в России после введения санкций
По итогам первого полугодия 2022 года лидерами авторынка в России стали марки LADA, KIA, Hyundai, Renault, Toyota, Skoda, Volkswagen, Nissan, Cherry и Haval.
Какие автомобильные марки ушли из России в 2022 году
В число автопроизводителей, прекративших или приостанавивших свою деятельность в РФ с марта 2022 года, вошли Audi, BMW, Daimler, Ferrari, Ford, Hyundai, Mercedes-Benz, Nissan, Chevrolet, Stellantis (Fiat-Chrysler-Peugeot), Jaguar Land Rover, Renault, Toyota, Cadillac, Honda, Volkswagen и Volvo. Ожидается, что после ухода иностранных игроков освободившиеся места на рынке смогут занять более мелкие отечественные и китайские бренды.
На сегодня в России насчитывается более 70 отечественных автопроизводителей, но доминирует так называемая «большая тройка» - «Лада», «ГАЗ» и «УАЗ». Совокупные продажи этих компаний в 2021г. составили 440 000 единиц.
В нынешних условиях, когда у покупателей практически не осталось прежнего ассортимента, очевидно, что выбор будет делаться либо в пользу отечественного автопрома, либо в сторону китайских моделей, которые пока известны небольшому количеству клиентов.
Какие китайские авто официально продаются в России. Статистика продаж
В последние годы на российском авторынке появились такие китайские машины как
- Chery (автоконцерн Chery Automobile Co., Ltd.)
- Haval (автоконцерн Haval, подразделение Great Wall Motors)
- Great Wall (автоконцерн Great Wall Motor Ltd.)
- Changan (автоконцерн Changan Automobile Group)
- Geely (автоконцерн Geely Automobile Holdings Limited)
- Exeed (суббренд компании Chery)
- Lifan (автоконцерн Lifan Industry Group)
- Brilliance (автоконцерн Brilliance China Auto)
- Dongfeng (автоконцерн Dongfeng Motor Corporation Ltd.)
- FAW (автоконцерн FAW Group Co., Ltd.)
- Foton (автоконцерн Beiqi Foton Motor Co., Ltd)
- Zotye (автоконцерн Zotye Auto)
- Gac (автоконцерн GAC Group)
- Jac (автоконцерн JAC Motors).
По информации российского аналитического агентства «Автостат», продажи седанов китайских марок в России с апреля по май этого года выросли примерно на 30 %. Самыми продаваемыми автомобилями стали легковые машины марок Chery, Haval, Geely, Exeed и Changan. Помимо лидеров на российском рынке также есть свои покупатели моделей марок Dongfeng, FAW и Great Wall (отдельно от Haval), и хотя их общий объем продаж не является выдающимся, их общая доля рынка в последние месяцы растет. Ожидается, что к концу года в России также появятся в продаже автомобили Hongqi, которые смогут заменить машины премиум-класса ушедших западных производителей. В Китае бренд Hongqi соизмерим с отечественным Aurus, который известен производством автомобилей для перевозки первых лиц государства.
Несмотря на небольшую долю рынка, в России открыто не мало официальных представительств лидеров китайского автопрома. В настоящее время у Chery работают 24 дилерских центра, у Exeed - 18, у Haval - 15. В общей сложности в России сегодня функционируют более 700 дилеров китайских автопроизводителей, которые составляют 22,5% от общего количества автодилеров в стране.
Топ-10 моделей китайских автомобилей на российском рынке
По состоянию на май 2022г. самыми продаваемыми машинами стали:
- Chery Tiggo 7 Pro
- Haval Jolion
- Geely Coolray
- Chery Tiggo 8 Pro
- Chery Tiggo 4
- Haval F7
- Haval F7X
- Geely Tugella
- Geely Atlas Pro
- Exceed TXL
Китайские электромобили в России и их будущее
С 2020 года после отмены налоговых пошлин на импорт китайских электрокаров в России стало расти число машин марок BYD, Li-One, Xpeng, Hongqi и другие. Несмотря на то, что у России пока нет полноценной инфраструктуры для поддержки таких автомобилей (в первую очередь, станций для подзарядки), равно как и отсутствует квалифицированный сервис, штучно такие машины все-таки завозят. На фоне всеобщего движения по пути зеленой экономики и планов правительства приступить к производству собственных электромобилей «Москвич» на базе бывшего завода Renault, есть все основания полагать, что в ближайшее время это направление получит серьезный толчок для развития у местных бизнесменов, и, конечно, первым направлением для закупки электрокаров и необходимых комплектующих окажется Китай.
Где в России собирают китайские автомобили
Немногим известно, что сегодня в России находятся заводы по сбору китайских машин. Речь идет о производителях Chery Automobile в Калининграде и Great Wall Motor в Тульской области в индустриальному парке «Узловая», где собирают полюбившийся российским покупателям Haval. В Калининграде на заводе «Автотор» вместе с Chery занимаются сборкой машин китайской государственной автомобилестроительной компании под маркой FAW. По информации в интернете, в ближайшее время Foton Motor также планирует запустить производство в РФ.
Преимущества китайских машин
-
дизайн, который в большинстве случаев заимствован у лучших западных моделей,
-
высокотехнологичная комплектация в сравнении с конкурентами одного ценового сегмента,
-
длительное гарантийное обслуживание,
-
разумное сопоставление цены и качества.
Можно скептически относиться к китайскому производству, но стоит признать, что такого прогресса в автомобильной промышленности за последние годы было ни у одной страны. Китай как никто другой знает что такое клиентоориентированность, и поэтому выпуск каждой новой линейки учитывает жалобы из прошлого опыта и новые запросы от своих покупателей. Умение сопоставлять свои возможности с именитыми компаниями привели к тому, что многие китайские производители научились выбирать все лучшее и воплощать это в своей продукции. Несмотря на то, что многие современные автомобили ничуть не уступают по красоте, эргономике, технологиям и возможностям пробега, их стоимость до последних событий была ниже на 10-30% ниже, чем у известных западных брендов.
Перспективы автомобилей китайского производства на российском рынке
Хотя китайские производители не планируют уходить с российского рынка, с марта они подняли цену на свои автомобили на 30-50%. С одной стороны, вряд ли в ближайшее время машины станут дефицитом или атрибутом роскошной жизни, с другой - пока неясно, как скажутся санкции на покупательных возможностях российских граждан. Очень вероятно, что цены немного откатятся назад, когда будут налажены цепочки поставок. На данный момент уже известно, что крупные дилерские холдинги уже наладили связи с китайскими экспортерами, чтобы поставить их машины на освободившиеся места в своих автоцентрах.