Ставки на морские перевозки из Китая возвращаются к разумному уровню после рекордных максимумов 2021-начала 2022гг. на фоне глобальной инфляции, геополитических конфликтов и постепенным усмирением COVID-19.
Несмотря на пик сезона в третьем квартале, стоимость перевозки грузовых контейнеров в Европу и Америку снизилась с максимально высокого уровня, достигнутого в разгар пандемии, когда спрос на товары, произведенные в Китае, превышал предложение.
Например, по маршруту из Шанхая до западного побережья Северной Америки ставка фрахта 40-футового контейнера упала почти на 80% с февральских 8 117 долларов до 2 097 долларов. В направлении Европы цена на перевозку контейнера с начала года снизилась на 70%, с 7 797 долларов до 2 581 долларов.
Источник: Drewry Shipping Consultants Limited
Причины снижения ставок на морские перевозки из Китая в 2022 году
Текущие фрахтовые ставки отражают слабый спрос из-за полных запасов в Европе и США.
В этом году многие внешнеторговые компании отгрузили товары сильно заранее, опасаясь заторов в китайских портах и локдаунов, которые могли привести к задержкам. Если в предыдущие годы клиенты размещали заказы преимущественно с марта по июнь, то в этом году они запустили производство на китайских заводах уже в феврале. Из-за этого сдвинулся пик сезона отгрузки - если обычно он приходился на июль-сентябрь, в этом году он был перенесен на период с мая по август.
Помимо этого, продавцы и производители западных стран перестали делать большие заказы из Азии отчасти потому, что поведение потребителей резко изменилось. Инфляция, которая в настоящее время находится на самом высоком уровне за последние 40 лет, вынуждает покупателей более стратегически подходить к тому, как они распределяют свои деньги. Сегодня люди гораздо меньше тратят деньги на одежду и электронику и делают выбор в пользу таких предметов первой необходимости, как еда и газ. Среди категории более состоятельных потребителей, на которых не так сильно влияет рост цен, также наблюдается сдвиг в расходах — они готовы тратить гораздо больше на впечатления и развлечения, чтобы отвлекаться от напряженной обстановки.
На фоне этих тенденций уменьшаются заторы в портах, сокращается время ожидания судов и период оборота контейнеров, что в конечном итоге высвобождает пропускную способность на рынке. Наличие свободных линий и пустых контейнеров вынуждает перевозчиков бороться за клиентов и снижать цену на фрахт.
Судоходные компании отменяют рейсы, чтобы сохранить высокие ставки
Судоходные компании ощутимо страдают от падения ставок на морские перевозки. Данные, опубликованные консалтинговым агентством Drewry, показали, что за пятинедельный период с 19 сентября по 23 октября из 750 запланированных рейсов по основным маршрутам, таким как транстихоокеанский, трансатлантический, азиатско-скандинавский и азиатско-средиземноморский, было отменено 122 рейса и коэффициент отмены составил 16%. Перевозчики называют эти меры вынужденными и направленными на сохранение стабильности в обслуживании клиентов.
Значение снижения ставок на перевозки для бизнеса
Очевидно, что падение цены на контейнерные перевозки является хорошей новостью для импортеров, поскольку ставки фрахта составляют большую часть общих затрат, иногда даже в разы больше, чем стоимость самого товара. Ранее в пик высоких ставок расходы на доставку могли составлять около 60% от общих производственных затрат, но сейчас они находятся на отметке около 10%, что является очень радует всех, кто занимается внешней торговлей.