Боевые искусства, известные как кунг-фу (功夫 gōngfu) или ушу (武术 wǔshù), являются составной частью китайской культуры. Интересно, что два названия, которые произошли из разных диалектов – кантонского и путунхуа – уже давно сосуществуют на равных, и даже мастера этого направления не акцентируют внимание на их различии.
Кунг-фу и ушу: в чем разница
Если же все-таки заняться изучением каждого названия, можно найти объяснения, что «ушу» с дословным переводом «искусство борьбы», делает ставку на развитие физических навыков, а кунг-фу, обладая значением «время», «усилия» и «мастерство», отдает важное значение развитию силы духа и внутренней дисциплины.
Наиболее популярным в мире является кантонский вариант «кунг-фу»,в то время как «ушу» считается более традиционным.
Многие сходятся во мнении, что кунг-фу – это воплощение мудрости китайской нации, потому что это не только набор физических упражнений, а полноценная философия жизни. Мастера боевых искусств утверждают, что их главной целью является достижение высокой степени техники самозащиты, чтобы остановить вторжение и восстановить мир, вопреки всеобщему мнению, что ушу подразумевает «ведение войны ради войны». С точки зрения духовной составляющей, практика китайских боевых искусств также способствует установлению гармонии с окружающим миром, стабилизации энергий и совершенству личности.
История китайских боевых искусств
Кунг-фу можно причислить к самым ранним видам спорта, так как первые свидетельства о боевых искусствах относятся к династии Ся (夏朝), существовавшей более 4 000 лет назад. История кунг-фу, точнее его происхождения, связана с потребностями самообороны, охотой и военной подготовкой в древнем Китае. Рукопашный бой и владение оружием (копьем и мечом) были неотъемлемой частью в жизни китайских солдат. Интересно, что уже тогда практическую часть боевых искусств начали наполнять различными философскими идеями для самовоспитания и самосовершенствования.
Во времена древних династий Шан (商朝) и Чжоу (周朝)кунг-фу стало разновидностью танцев, которыми обязывали заниматься солдат в целях формирования единого морального духа. В тот же период частью императорской жизни стали соревнования по борьбе, где большую популярность получили такие виды кунг-фу как shǒubó (手搏) и xiāngbó (相搏),прототипы известных видов sǎndǎ (散打) или sǎnshǒu (散手) .
Цинь Шихуанди вошел в историю не только как первый император, сумевший объединить Китай, и основатель династии Цинь (秦朝), но и как автор работ по астрологии, медицине и боевым искусствам, которые он использовал в войнах.
В период правления Хань (汉朝)наравне с военными танцами развивались техники владения копьем, кулачные бои, а также зародились 5 знаменитых «звериных» стилей (обезьяны 猴拳 hóuquán, тигра 虎拳 hǔquán, змеи 蛇拳shéquán, дракона 龙拳 lóngquán и богомола 螳螂拳 tánglángquán).
Во времена династии Тан (唐朝) описания танцев с мечами были увековечены в стихах знаменитого китайского поэта Ли Бая(李白). В армии был введен экзамен по боевым искусствам, за результаты особо выдающихся награждали званиями. Тогда же боевые искусства превратились в художественную форму и самостоятельный жанр, а мастера, владеющие набором техник, вызывали благоговение в глазах простых людей.
В во времена династий Сун(宋朝) и Юань(元朝) развитие кунг-фу достигло своего апогея. Стали создаваться специализированные школы по преподаванию «искусства кулака», большой популярностью стали пользоваться выездные представления с демонстрацией боевых техник определенных стилей.
Современные концепции кунг-фу были полностью разработаны в периоды династий Мин(明朝) и Цин(清朝). Во времена династии Мин (明朝)возникли новые стили и было опубликовано множество книг по боевым искусствам. И хотя в конце периода Цин(清朝) правящая элита запретила занятия боевыми искусствами, люди начали подпольно создавать различные сообщества, чтобы тайно передавать свои знания, отстаивая важность своего культурного наследия.
В переходный период (1912–1949 гг.), после падения династии Цин(清朝) и последующими потрясениями, вызванными японским вторжением и гражданской войной в Китае, китайские боевые искусства стали более доступными для широкой публики, поскольку правительство стало поощрять обучение кунг-фу в целях поддержания национальной гордости и построения сильной нации. Главным оплотом популяризации кунг-фу стало Центральное национальное общество боевых искусств, созданное 1927 году.
После образования КНР о кунг-фу узнал весь мир (даже несмотря на тень, которую отбросила культурная революция, когда практические занятия боевыми искусствами в КНР снова были поставлены на паузу). С 1980-х годах стали проводиться международные турниры по боевым искусствам, в 1990 году была создана Международная Федерация ушу (IWUF), и соревнования по ушу были включены в список соревнований XI Азиатских игр. В 2020 году кунг-фу официально стал олимпийским видом спорта.
Стили ушу
Существует огромное множество стилей ушу, объединенных в отдельные школы и направления. Только официально в КНР зарегистрировано более 400 видов боевых искусств, поэтому неудивительно, что техники кунг-фу сильно отличаются друг от друга. На протяжении XX в. предпринимались неоднократные попытки по созданию единой классификации, но все они не увенчались успехом. На сегодня принято считаться с делением школ ушу по следующим признакам:
- по месту происхождения (Шаолинь, Удан, Эмэй) ,
- по направлению (внешние и внутренние).
Стили «внешнего» направления учат методам самообороны и нападения на противника, проявляя мускульную силу. «Внутренние» направления ушу учат управлять и покорять противника, находясь в покое, за счет укрепления собственного духа. Но в целом, такое деление является условным, так как во всех «внешних» стилях ушу отводится много внимания внутренней работе, а во всех стилях «внутреннего» направления также усердно проводят физические тренировки.
Звериные стили ушу
В большом количестве школ и стилей практикуются «звериные техники» - те самые, которые приходят на ум при одном упоминании ушу – например, журавля, тигра и т.п. Звериные техники были разработаны путем наблюдения за тем, как сражаются животные. Причем из-за того что человек не может полностью повторить движения зверей, мастера боевых искусств сперва изучили «суть» боевой техники конкретного животного, разработали философию, а затем на ее основе создали методы борьбы .
Из-за большого количества ответвлений техническая база и толкование движений могут различаться не только от школы к школе или от стиля к стилю, но даже и внутри одной категории – так, например, у змей бывают техники удавов, питонов, кобры и т.д.
Популярные стили китайского кунг-фу
Синъицюань (形意拳)
Очень древний стиль, который представляет боевые искусства «внутреннего» направления. Отличается прямыми ударами кулаками и быстротой атаки, которые хорошо подходят для борьбы с врагом. Программа Синъицюань включает в себя так называемые «звериные» техники – с древних времен люди верили, что, овладев навыками зверей за счет имитации их внутреннего и внешнего состояния, понимания их тактики во время боя, можно добиться физической силы и мощи. В рамках этого стиля существует 12 звериных техник («shí'èr xíng» 十二形) , а именно дракона, тигра, обезьяны, лошади, крокодила, ястреба, курицы, ласточки, змеи, птицы тай, орла и медведя.
Сянсинцюань (象形拳)
Одним из стилей, куда также вошел ряд звериных техник, стал Сянсинцюань («xiàngxíng quán» 象形拳). В основу этого стиля вошли движения, имитирующие определенные повадки животных: обезьяны, ястреба, змеи, богомола и утки.
Шаолиньское ушу (Шаолиньцюань) (少林拳)
Многие согласятся, что при любом упоминании Китая и искусства боя на ум приходят монахи из Шаолиня (уезда Дэнфэн, провинции Хэнань). Ушу пришло в храм Шаолинь из Индии в VI в. н.э. Несмотря на все трудности, которые повстречались у храма в его истории(многочисленные атаки, запреты на практику ушу во время поздней династии Цин, 40—дневный пожар, разрушения времен культурной революции), монахи никогда не переставали практиковать ушу. Визуально демонстрация «внешних» техник Шаолиньцюань напоминает акробатические номера, так как в ней, наряду с мощными ударами кулаками, задействованы различные прыжки и кувырки. В рамках этого стиля распространен комплекс звериных техник, куда входят дракон, тигр, леопард, змея и журавль. В наши дни в Шаолине продолжают воспитываться тысячи юных монахов-воинов. Храм открыт для посетителей и считается мировым наследием ЮНЕСКО.
Животные техники в шаолиньском ушу
Несмотря на все многообразие животных стилей, наиболее знакомыми для любителей являются техники шаолиньских монахов. Боевые движения строятся на основе соотношения характера животного и его поведения в схватке с противником.
- Тигр олицетворяет мужество, упорство и сила. Физически он самый сильный из всех пяти животных. Чтобы овладеть техникой Тигра, необходимо иметь крепкие кости и сильную спину, так как он чаще всех других животных использует тактику нападения.
- Дракон олицетворяет боевой дух и мудрость. Внутри стиля используются простые, базовые техники со сложной стратегией движения. Дракон помогает развить внутреннюю силу и установить баланс энергий.
- Леопард олицетворяет скорость и ловкость, которыми он владеет за счет сильно развитых мышц. Леопард умеет наносить множество сокрушительных приемов и ударов руками, быстро перемещается и хорошо управляет скоростью, чтобы в нужный момент приблизиться к сопернику и нанести удар на поражение.
- Журавль олицетворяет равновесие и грациозность. Журавль предпочитает находиться на расстоянии от противника, чтобы его было сложнее атаковать. При спокойном, тихом поведении его движения мягкие, расслабленные и круговые, однако в случае опасности они могут носить взрывной характер. Журавль умеет находить баланс так же хорошо, как и нарушать равновесие других.
- Змея олицетворяет хитрость и выносливость. Змея коварна и обманчива в методах боя, умеет извиваться, отпрыгивать и быстрыми скручивающими движениями захватывать противника. Наносит удары по жизненно важным точкам, обычно мишенями являются глаза и горло.
Тайцзицюань (太极拳)
Один из наиболее популярных стилей «внутреннего» направления ушу – тайцзицюань, известный как «бой с тенью». Историки спорят о том, когда впервые начали практиковать тайцзицюань: одни предлагают временной промежуток между 12 и 17 веками, другие говорят, что тайцзицюань начал развиваться задолго до этого одновременно с другими ответвлениями в ушу. Его относят и к виду единоборств, и к духовной практике, так как он сочетает в себе идеи даосизма, традиционной китайской медицины и физических упражнений. Движения носят мягкий и плавный характер, направлены на оздоровление организма (подобно гимнастике) и обретение гармонии (подобно медитации). Чаще всего практика тайцзицюань происходит в группе, где все участники синхронно повторяют движения за наставником.
Цигун (气功)
Это боевое искусство «внутреннего» направления, которое представляет собой комплекс физических и умственных упражнений, полезных для здоровья. Существует 2 вида практики цигун:
- динамический цигун - практикуется с помощью определенных движений тела для развития физических навыков и силы;
- статический цигун - представляет собой работу с дыханием и мыслями.
Взаимосвязь с традиционной китайской медициной также подчеркивает важность регуляции энергии Ци для обретения внутреннего баланса.
Саньда (散打) или саньшоу (散手)
Молодой вид китайского бокса или контактного единоборства, которой также имеет многовековую историю. Для создания нового стиля ушу из традиционных китайских боевых искусств взяли техники рукопашного боя и скомбинировали с современными приемами для самообороны. В поединках спортсмены используют экипировку - шлемы, капы, боксерские перчатки, жилеты, наколенники и другие формы защиты. Борцам разрешается использовать все техники атаки и противостояния противнику, за исключением общепризнанных запрещенных ударов. Как самостоятельный стиль бы официально признан в 1982г.
В заключение стоит сказать, что китайское кунг-фу заложило основу для всех боевых искусств Восточной Азии - японских каратэ, дзюдо, сумо, айкидо, корейского хварандо, тайского бокса и вьетнамского вьетводао. Боевые искусства Китая продолжают развиваться и по сей день, не отвергая традиций прошлого и привнося новые техники в искусство борьбы.