Основа китайской каллиграфии – иероглифы. Корни иероглифов уходят к примитивным наскальным рисункам, которые со временем трансформировались и приняли современный вид из упорядоченной совокупности черт.
По подсчетам общее количество китайских иероглифов превышает 80000, из них приблизительно 3500 считаются часто употребляемыми. Самыми простыми непрерывными единицами иероглифов являются черты, которых в общей сложности насчитывается 32. Чтобы овладеть навыком написания иероглифов, нужно заучить следующее:
- сами черты и порядок их написания;
- графемы и ключи (более сложные структурные единицы, состоящие из черт);
- принципы написания черт/графем/целого иероглифа.
Те, кто уже какое-то время изучает китайский, невольно подумали, что могут причислить себя к рядам каллиграфов, но нет – на практику написания иероглифов, отработку особенностей определенного стиля уходят годы, не говоря о том, что также важно само послание автора, которое несет надпись.
История китайской каллиграфии
Изначально каллиграфия возникла из-за необходимости записывать идеи и информацию. Первые рисуночное письмо носило название гу-вэнь (古文 gǔwén ) , так называли древние (чжоуские) письмена (XV-XII в.в. до н.э.). Примитивные изображения вырезались заостренными предметами на твердых поверхностях.Далее большим рывком в развитии китайской письменности стало объединение Китая при правителе Цинь Шихуан-ди (III в. до н.э.) и создание империи. Умение письма стало доступно дворянам, чиновникам и правящей элите.
В эпоху династии Хань (汉代) с изобретением бумаги изображение иероглифов продолжило видоизменяться. Тогда же зародился стиль «кайшу», который лег в основу изучения китайской каллиграфии в наши дни.
В эпоху династий Тан (唐代) и Сун(宋代) каллиграфия стала не просто записью иероглифов, а поднялась до уровень искусства, встав на одну ступень с поэзией и живописью.
Во времена династии Мин(明代) каллиграфы стали воплощать идеи художественного освобождения и свободы от прежних уставных правил, формируя индивидуальные стили письма. Самыми популярными каллиграфами того времени стали Вэнь Чжэнминь (文徵明, 1470–1559), Чжан Жуйту (張瑞 圖, 1570–1641), Чжу Юньмин (祝允明, 1460–1527) и Хуан Даочжоу (黃 道 周, 1585–1646).
Во время династии Цин(清代) каллиграфы стали чащи возвращаться к истокам и начали черпать вдохновение из богатых ресурсов древних произведений, написанных духовным письмом и печатью. Была создана новая школа, которая стала связующим звеном между настоящим и прошлым, объединив традиции древности и новаторские идеи.
В эпоху Мао Цзэдуна китайская каллиграфия претерпела ряд потрясений – иероглифы были упрощены и стали записываться слева направо в строчку (а не сверху вниз, как это делалось раньше в традиционных китайских книгах). Нормативным стилем остался «кайшу», однако умение записи иероглифов традиционным способом с помощью туши и кисти до сих пор высоко ценится в Китае.
Инструменты для каллиграфии
Настоящими сокровищами кабинета каллиграфа являются так называемые «четыре драгоценности» (文房四宝 wénfáng sìbǎo) : кисть 笔, тушь 墨, бумага 纸 и тушечница 砚 (笔墨纸砚 bǐ mò zhǐ yàn). Наличие этих инструментов у мастеров с давних времен свидетельствовало о признании их профессионализма и сулило богатство их обладателям.
Кисти обычно делают из шерсти животных (хорьков, зайцев, волков, овец, оленей, лис). Для создания более твердых или более мягких щетинок зачастую могут использовать комбинацию различных видов шерсти. Размеры и формы кистей бывают совершенно разные, от миниатюрных для ювелирной вырисовки черт до тяжелых и массивных.
Бумага «сюань» (宣纸), которую по сей день часто используют каллиграфы, была создана во времена династии Тан (唐代) в провинции Аньхой и до сих пор считается наиболее подходящей для каллиграфии. Она состоит из различных растительных волокон, нежных и тонких, хорошо впитывает влагу и сохраняет чернила и, самое главное, обладает высокой устойчивостью к старению и может противостоять временным повреждениям. При хорошем хранении она может прослужить сотни лет.
Тушь традиционно изготавливают из сажи или угля. Для рисования ее смешивают с водой, чтобы получились чернила. Пигменты чернил хорошего качества не тускнеют и не свертываются комками во время письма. При смешивании с чернилами разного количества воды они могут приобретать разные оттенки.
Тушница – это инструмент, служащий для смешивания чернил с водой. Она также имеет название чернильный камень, хотя также для ее изготовления, помимо самого распространенного материала – камня, могут использовать бронзу, железо или глину.
Подобно предметам из чайного набора, отдельные инструменты из кабинета каллиграфа в Китае могут стоить как копейки, так и достигать баснословных сумм, в зависимости от качества, возраста (бумаги) и бренда-изготовителя.
Стили китайской каллиграфии
В Китае есть старая поговорка: «чтение иероглифов подобно встрече с человеком»(见字如见人 jiàn zì rú jiàn rén). Даже в КНР XXI века считается очень важным обладать умением красивого письма, так как по иероглифам можно определить характер человека, уровень его культуры и образования.
При написании китайских иероглифов особое внимание уделяется изменению штрихов и линий, а также расстоянию между символами и строками. Также важны красивая композиция и сильное художественное чутье. В китайской каллиграфии насчитывается 5 стилей — чжуаньшу, лишу, кайшу, синшу и цаошу — каждый из которых живет по сей день и обладает неповторимыми особенностями.
Чжуаньшу ( 篆书 )
Один из самых древних и часто используемых стилей, именуемых «письмом печати». Эту форму письма обнаружили на костях животных и панцирях черепах (а также на многочисленных поверхностях из нефрита и бронзы). После объединения Китая при первом императоре Цинь Шихуанди, основателя династии Цинь, чжуаньшу стал унифицированным стилем письма в новосозданном централизованном государстве.
Характерными чертами чжуаньшу является вытянутость иероглифов и одинаковая толщина черт. Сегодня этот стиль до сих пор используют в печатях, которые выступают в качестве альтернативной формы подписи своих картин каллиграфами и художниками.
Лишу (隶书)
Эта форма письма также возникла во времена династии Цинь, достигла пика распространения в эпоху Восточная Хань и оказала значительное влияние на каллиграфию в последующих поколениях. На период возникновения стиль лишу широко использовался правительственными чиновниками, став основой «делового письма».
Иероглифы этого стиля отличаются своим продольным «плоским» написанием, они как будто вписаны в прямоугольник, при письме не соблюдаются требования по сохранению единой ширины черт. Последнюю особенность связывают с началом использования кисти и бумаги (до этого иероглифы выгравировывали на твердых поверхностях). Характерной чертой, отличающей лишу, является горизонталь под названием «цаньтоу-яньвэй» (蚕头燕尾 cán tóu yàn wěi) «голова шелковичного червя – хвост дикого гуся» .
Кайшу (楷书)
Эта форма письма, известная как «образцовая», является наиболее признанной и используемой по сегодняшний день. В кайшу каждый мазок и каждая черта четко прорисована, пишется в строгом порядке, а целый иероглиф условно размещается в квадрате, подобно китайским прописям .
Синшу (行书)
Стиль синшу похож на «курсив», отсюда и его дословный перевод «бегущее письмо». Эта форма письма зародилась также в эпоху Восточная Хань, она старше «уставного» кайшу и сильно отличается от вытянутого по горизонтали лишу. Синшу характерно почти безотрывное написание основных черт иероглифа, плавность и красота линий. Иероглифы незначительно вытянуты по вертикали (не так сильно, как в чжуаньшу). Законы последовательного написания черт иероглифа могут быть нарушены, так как упор делается на слитность линий и безотрывные движения кистью.
Цаошу (草书)
О цаошу говорят: «взмах кисти – словно извивание дракона и змеи»(笔走龙蛇 bǐ zǒu lóng shé), подчеркивая «летящий» стиль письма, иначе говоря, скоропись. Для быстрой записи иероглифов люди используют безотрывную работу кисти, поэтому в результате многие элементы могут быть упрощены и даже опущены. Только профессиональные китаисты или люди с богатыми знаниями китайской культуры, философии и поэзии могут расшифровать написанное стилем цаошу.
Возможно ли стать каллиграфом
Каллиграфия – средство самовыражения, ни в коем случае не профессия. Отношение к каллиграфии в Китае практически сакральное, она стоит немного «над» остальными видами изобразительного искусства. Поэтому вопрос «как скоро можно овладеть навыками каллиграфа?» не совсем уместен, ведь мало кто, решив заняться рисованием, поставит себе сроки, когда он должен превратиться в известного живописца.
В истории Китая очень мало людей, известных исключительно за счет своего таланта и мастерства в создании каллиграфических шедевров. Все они – аристократы, чиновники или ученые. Если же ваш интерес заключается в поиске нового хобби, а руки тянутся к кисти и тушнице, то для развития навыков необходимо следующее:
- владение базовыми навыками написания иероглифов;
- понимание и глубокое знание культуры Китая;
- набор инструментов;
- наставник;
- время.
Несмотря на технологический прогресс, все больше людей заново открывают для себя терапевтический эффект от прикосновения ручки/кисти к бумаге. Сам процесс письма невероятно завораживает, помогает отвлечься от волнений, лучше сформулировать мысли, не говоря уже о том, что положительно сказывается на развитии моторики и памяти. Поэтому как в Китае, так и за его пределами, проявляют интерес к искусству письма. Больше для любителей каллиграфии вы найдете на сайте http://www.yac8.com или в официальном аккаунте «书法欣赏» в WeChat, осканировав код.