В эпоху новых технологий, где одним кликом на нужной площадке в интернете можно купить как пентхаус в Шанхае, так и хот-дог в соседнем киоске под домом, мобильные приложения с доставкой товаров и продуктов питания стали естественным «мастхэвом» в телефоне у каждого. Китайцы, 99% покупок которых приходятся на онлайн, особенно любят свои сервисы по доставке еды по ряду причин:
- из-за легкости в использовании,
Пользователям достаточно всего лишь бесплатно скачать приложение, чтобы заказать еду в любое время и в любом месте. Заказ в один клик избавляет от необходимости сборов и ожидания в очередях в часы-пик, позволяя насладиться любимым блюдом дома.
- широкого ассортимента,
В приложениях зарегистрированы практически все рестораны с разными кухнями в пределах нескольких километров от дома или офиса.
- дешевизны и скидок,
Иногда заказать себе обед обходится дешевле, чем приготовить дома самому. При заказе еды через приложения можно получить множество скидок или купонов, которые существенно снижают сумму чека.
- удобной оплаты.
Благодаря удобству мобильных платежей через WeChat или Alipay оплата доставки происходит мгновенно, и остается только ждать своего курьера.
Самые популярные приложения по доставке еды в Китае: Ele.me и Meituan Waimai
Настоящими гигантами рынка по доставке еды, на чью долю приходится более 90% рынка, являются Ele.me и Meituan Waimai. Меню большинства ресторанов в городе, от уличных лавок до элитных заведений, наверняка будут доступны для заказа через одно или оба этих приложения. Между тем есть и другие более мелкие поставщики услуг по доставке еды, которые ищут возможности, чтобы занять свое место на рынке.
Ele.me (饿了么)
Ele.me, первый и, наверное, по сей день главный поставщик еды в КНР, который существует на рынке с 2008 года и входит в Alibaba Group. Дословный перевод названия приложения «Проголодались?» идеально сочетается с китайской ментальностью, где очень поддерживают культ еды и даже начинают любые разговоры с фразы «ты поел?». После приобретения Baidu Waimai в 2019г. компания Ele.me захватила более 50% доли рынка доставки еды в Китае, но впоследствии потеряла часть позиций из-за натиска конкурента.
После размещения онлайн-заказов платформа устанавливает крайний срок доставки, в зависимости от расстояния между рестораном и пользователем. Клиенты могут получить компенсацию, если время будет сильно увеличено. Компания считает своей миссией организовать доставку своим заказчикам в течение 30 минут и постоянно работает над технологическими возможностями платформы и эффективностью своих курьеров.
Meituan Waimai (美团外卖)
Meituan Waimai – платформа по доставке еды, которая была официально запущена в ноябре 2013 года и имеет штаб-квартиру в Пекине. Приложение Meituan работает также по маркетинговой схеме из онлайна в офлайн (O2O) и предоставляет пользователям возможности по онлайн-заказу и доставке еды и некоторых других сопутствующих товаров и услуг (например, цветов и лекарств). Как и у Ele.me, в штате сотрудников большую часть занимают курьеры фирмы, которые курсируют по дорогам более 1 500 китайских городов, а также беспилотные дроны и роботы, которые уже научились доставлять заказы в крупных городах Китая. Meituan Waimai поддерживается Tencent, по данным за второй квартал 2020г., компании принадлежало уже более 68% рынка – внушительные цифры стали причиной антимонопольного расследования, которое инициировало правительство КНР против гиганта.
Приложения от брендовых ресторанов
Очень часто рестораны западных сетей, например, такие как McDonald's, KFC и Pizza Hut, предлагают доставку через свои собственные приложения. К их преимуществам можно отнести возможность навигации на английском языке, а к недостаткам – выбор блюд, который ограничен только меню данного заведения.
Как заказать еду через приложение
Основным препятствием в использовании приложений вроде Ele.me и Meituan Waimai является меню на китайском языке. Но, на самом деле, использование всех приложений довольно интуитивное и происходит по следующей схеме:
-
скачивание приложения из плеймаркета;
-
регистрация с помощью номера телефона (нужно указывать свой реальный номер для того, чтобы пройти верификацию через код из СМС);
-
ввод личных данных (имени, номера телефона и адреса места, куда будет осуществляться доставка);
-
выбор понравившегося ресторана из района, доступного для доставки, и блюда из меню;
-
оплата счета;
-
отслеживание статуса заказа (можно увидеть этапы от приготовления в ресторане до перемещения курьера);
-
получение заказа дома или на главном входе в свой комплекс.
Пошаговая инструкция по заказу еды через приложения
Ele.me
Meituan
Все спорные вопросы, связанные, например, с ошибкой в заказе или задержками доставки, решаются только путем звонка в ресторан по номеру телефона, который указан в приложении. Как правило, все ситуации разрешаются в пользу клиента – в случае ошибки по вине ресторана вам легко возместят деньги или подарят скидочный купон на следующий заказ.
Службы доставки еды – спасение во время локдаунов
В Китае, как и в остальном мире, никто не был готов к тому, чем обернется пандемия – мало того, что введение ограничений сразу сказалось на мелком и среднем бизнесе, которые потеряли часть своих клиентов, жесткие карантинные меры последних месяцев затронули практически каждого, кто оказался запертым дома.
Стоит сказать, что Meituan и Ele.me очень по-человечески отнеслись к рестораторам – еще в 2020 году, например, они временно снизили платежи за размещения на платформе. Во времена жесточайшего локдауна в Шанхае в 2022 году Meituan направила туда почти 1000 дополнительных рабочих, чтобы помочь доставить продукты миллионам жителей, испытывающих настоящую нехватку продуктов, которую были не в силах покрыть правительственные поставки.
В ряде городов в приложениях большую популярность получили ранее введенные функции «срочных поставок» товаров первой необходимости (应急特需) или групповых доставок (团购版), которые позволяли жителям одного комплекса объединяться для совершения общего заказа продуктов в рамках услуги «заказ на комплекс» (社区团餐). В некоторых районах мегаполисов, там, где еду традиционно перевозили курьеры, подключали автономные транспортные средства и устанавливали постаматы для бесконтактной передачи заказов клиентам.