+7 (966) 666-9698
Все статьи
危机
>
COVID-19 и проблемы мировой торговли: что происходит в Китае? Кто зарабатывает, а кто несет убытки?

Кризис морских перевозок стал проблемой №1 в 2021 году.

Covid19, контейнерный кризис, прецедент с застрявшим судном Ever Given в Суэцком канале, энергетический кризис в Китае - все эти события 2021г. показали, насколько хрупкой может быть, казалось бы, самая отлаженная цепочка поставок и в каком сейчас нестабильном состоянии находится вся мировая торговля, 90% которой зависит от морских перевозок.

Пандемия сильно ударила по международной торговле из-за дополнительных мер безопасности и вспышек, вызвавших хаос среди портовых работников, производителей, перевозчиков и простых обывателей.

Мировые порты не справляются с разгрузкой

Хотя в предыдущие годы также случались случаи сверхзагруженности портов в пиковые сезоны, основной причиной глобальных проблем судоходства в текущем году стала пандемия.


пробки в портах.jpg


Начиная с весны китайские порты остаются уязвимыми для внезапных блокировок при любом намеке на вспышку Covid-19: так было в мае-июне, когда порт Яньтянь(Гуандун) «встал»  на полтора месяца из-за вспышки коронавируса среди работников, и в августе, когда по той-же причине на 2 недели приостановил работу терминал самого загруженного порта в мире порта Нинбо-Чжоушань (Чжэцзян). Вызывающей самые большие опасения на сегодня является вспышка Covid19, которая была зафиксирована в начале декабря в китайском производственном центре Чжэцзян, где десятки тысяч человек посадили на карантин в соответствии со строгой китайской политикой нулевой терпимости к Covid19. Порты пока продолжают работу в режиме строгого соблюдения политики предотвращения эпидемии среди всех сотрудников (наличия отрицательного результата ПЦР-теста, сданного не позднее, чем за 48 часов, и зеленого кода).


Такие паузы в работе портов и ограничения, в первую очередь  касающиеся их сотрудников, уже не в первый раз становятся причиной снижения пропускной способности и задержек обработки грузовых судов, оказывая большое влияние на иностранных торговцев.


После локдауна в Америке, прибывающие суда из Китая столкнулись с недостатком причалов и рабочих в портах, чрезмерной загруженностью складских помещений, нехваткой водителей грузовиков и шасси, чтобы справиться с быстро скапливающимися контейнерами. По сей день порты всего мира не могут справиться с своевременной разгрузкой сотен ожидающих судов, задерживая глобальный логистический процесс.  


Пандемия выявила, что многие порты нуждаются в модернизации инфраструктуры. Сегодня некоторые судоходные компании решили взять на себя инициативу по инвестированию в  строительство портов, чтобы их грузовые суда могли получить приоритет.


Китайские фабрики несут убытки из-за сорванных сроков поставок


фабрика.jpg


Как мы рассказывали ранее в статье  Контейнерный кризис: причины, последствия и прогнозы, в условиях пандемии люди начали покупать в разы больше товаров для дома. Повышенный спрос завел производственные мощности Китая до предельных уровней, которые перестали соотносится с реальными возможностями транспортировки товаров в страны заказчиков на фоне разгоревшегося контейнерного кризиса. Несмотря на очевидность возникших трудностей, китайцы продолжали брать заказы, увеличивая площади за счет покупки или аренды новых складов для размещения уже изготовленной продукции в ожидании погрузки. 


Небольшие предприятия стали терять потенциальную прибыль из-за задержек с доставкой. Производители игрушек, электроники, автомобилестроения, производители медицинского оборудования и других устройств, а также многопрофильные производители снизили прогнозы по прибыли из-за ограниченного предложения. Кризис цепочки поставок заставил многие страны пересмотреть свое внутреннее производство, отказавшись от услуг прежних китайских поставщиков, что стало сильным ударом для малого и среднего бизнеса КНР.


Кто в Китае смог заработать на контейнерном кризисе?


Однозначно больше всех выиграли производители контейнеров. На фоне растущего спроса и взлета цен на стальные ящики, один из крупных игроков на рынке, China International Marine Containers Group, удвоили свое производство и произвели 1,1 миллиона стандартных сухих контейнеров в первой половине 2021г., увеличив свою чистую прибыль на 1739%. 


Однако, оживление внутренней экономики и рост спроса со стороны китайских заводов привели к скачку спроса на энергию в КНР, который никак не вписывался в «зеленую политику» Пекина, препятствуя амбициозным целям по достижению «углеродной нейтральности». Из-за срывов планов по энергосбережению в сентябре в ряде провинций начались масштабные отключения электроэнергии, в том числе в промышленных районах. Это привело к задержкам на производствах и еще больше усугубило проблемы цепочки поставок в преддверии напряженного рождественского сезона.


Подробнее об энергетическом кризисе читайте в нашей статье Энергетический кризис в Китае .


Представители бизнеса находятся в замешательстве из-за цены фрахта


бизнес.jpg


Стоимость перевозки контейнеров за год из Китая в трансатлантическом направлении выросла в 5-8-10 раз, поэтому совсем неудивительно, что происходит то, что происходит: покупатели либо отменяют заказы, либо покупают лишь часть, либо находятся в подвешенном состоянии и с надеждой ждут падения тарифов на доставку. Директор Ocean Shipping Consultants в Сингапуре лучшим образом охарактеризовал сложившуюся обстановку в морских перевозках: «Одного плавания достаточно, чтобы окупить стоимость целого корабля. Это все равно, что совершить одну поездку в качестве водителя Uber и получить оплату равную стоимости машины».


Так как многие поставки производятся на условиях FOB*, сегодня покупателям стало важным оптимизировать контейнерные площади, чтобы занять большее количество товарами и снизить стоимость фрахта. С одной стороны, это еще один способ выживания в условиях ужасающих цен на перевозку, с другой (особенно положительной) - переход к более экологичной доставке грузов, за счет уменьшения использования картона и пенополистирола.


*Условия поставки FОВ (от англ. «Free on Board») предполагает, что обязательства продавца по поставке товара считаются выполненными тогда, когда товар погружен на борт нанятого покупателем судна в назначенном им порте; с этого момента все риски и расходы переходят к покупателю.


Рост цен и нехватка товаров - головная боль потребителей 


магазин.jpg


Наравне с бизнесом уже летом начали ощущать неудобства и простые обыватели. К концу осени вопрос дефицита товаров во многих странах стал довольно остро: украшения, игрушки и игры, электроника, товары первой необходимости, лекарства и продукты стали исчезать с прилавков магазинов. Многие страны столкнулись с проблемой растущей инфляции по ряду товаров, от энергоносителей до яблок, поскольку поток спроса оказал давление на недостаточное предложение, что сказалось на настроении обычных граждан особенно в предпраздничный период в конце года.


Перевозчики вышли в победители, увеличив в разы свою прибыль


Сильный рост цен на услуги транспортных компаний за этот год на самом деле имеет объективные причины. Весенняя ситуация с блокировкой Суэцкого канала, которая вынудила перевозчиков искать новые маршруты, следование новому экологическому законодательству, рост цен на нефть, отсутствие стабильности перевозок в условиях локдаунов - все это стало причиной дополнительных расходов, которые они смогли успешно компенсировать. 


Абсолютными победителями в условиях кризиса стали немногочисленные судоходные компании-гиганты рынка,  такие как датская Maersk, французская CMA CGM, немецкая Hapag-Lloyd и китайская Cosco, которые последовательно обновляли рекордные показатели своей прибыли в каждом новом квартале 2021г. Если в начале года крупнейшая в мире датская судоходная компания Maersk прогнозировала скромную прибыль в размере 4,5 млрд долларов, то воспользовавшись скачком спроса на потребительские товары, теперь рассчитывает превысить отметку в 14 млрд долларов. Выручка китайской государственной компании COSCO Shipping в первом полугодии 2021 года выросла на 88 процентов в годовом исчислении. На протяжении года грузоотправители продолжали делать все возможное, чтобы привязать экспортеров к долгосрочным контрактам, ощущая всю важность момента для того, чтобы на порядок преумножить свою прибыль.


судно с контейнерами.jpg


На фоне, казалось бы, благоприятной обстановки, проблемы с цепочкой поставок привлекли повышенное внимание к отрасли, которая на протяжении многих лет вызывала озабоченность в вопросах справедливой конкуренции, обращения с рабочими и ущерба окружающей среде. Сегодня судоходные компании подошли к той точке, когда от них требуется решение: либо сохранить модель, которая сделала их уязвимыми для периодов бума и спада и справиться с внешней критикой (исходящей от рабочих до правительств), либо адаптироваться к новому миру, который требует более крупных портов, большей складской и распределительной инфраструктуры и большего количества низкоуглеродных судов.


По прогнозам экспертов, ставки фрахта вряд ли смогут упасть до значений прошлых лет, так как судоходным компаниям рано или поздно все-таки придется следовать новым экологическим требования по снижению вредных выбросов в моря и океаны, строить новые, приносящие меньший вред природе, корабли, а также отвечать на вечной растущий спрос в морских перевозках.








Написать отзыв

Мы будем признательны, если Вы максимально полно заполните все поля формы запроса – Вы экономите Ваше время на получении ответа.

Заказать услугу.

Мы будем признательны, если Вы максимально полно заполните все поля формы запроса – Вы экономите Ваше время на получении ответа.

Ошибка! Поле не заполнено.
Ошибка! Поле не заполнено.
Ошибка! Поле не заполнено.

Заказать услугу

Мы будем признательны, если Вы максимально полно заполните все поля формы запроса – Вы экономите Ваше время на получении ответа.

Ошибка! Поле не заполнено.
Ошибка! Поле не заполнено.
Ошибка! Поле не заполнено.
12:03
25 Сентября 2022

Погода
в Гуанчжоу

+32 °

курсы валют

  • USD 58.1006
  • EUR 56.4751
  • CNY 8.15329