За последние несколько десятилетий Китай превратился в крупную экономическую державу, которая ежедневно выпускает огромные партии различных товаров на мировой рынок. Здесь базируются заводы больших компаний с мировыми именами, чтобы производить телефоны, машины и телевизоры и потом продавать их под своим брендом покупателям из разных стран. Вопрос, почему изготовление товаров в КНР обходится дешевле, чем в других странах, затрагивает несколько факторов, которые стоит рассмотреть более подробно.
Большое население
Численность населения в свыше 1 млрд человек играет важную роль в решении о размещении производства в Китае. Во-первых, большой объем рабочей силы предполагает относительно недорогую заработную плату, а во-вторых, такое количество людей создает огромный рынок сбыта продукции.
Хотя предположение о том, что повсеместное распространение китайских товаров связано только с большим резервом дешевой рабочей силы в Китае, далеко от истины. Существует ряд других факторов, которые важно учитывать в данном вопросе – это сильная бизнес-экосистема и поддержка государства в отношении местных производителей.
Города-заводы, специализированные по отраслям
В Китае давно функционируют так называемые «моногорода», которые специализируются на производстве продукции определенного типа. Существуют отдельные города мебели, сантехники, упаковки, керамики, игрушек и т.д. В каждом из них находятся сотни фабрик, которые занимаются выпуском одного вида продукции, всех смежных аксессуаров и запчастей.
Свое оборудование
Производство в Китае отличается более низкими затратами, потому что все китайские заводы и фабрики работают на своем оборудовании. Независимость от импортных поставок значительно снижает стоимость производства. Возможность регулярно проводить сервис и обновлять оборудование положительно сказывается на качестве выпускаемой продукции и практически не отражается на цене для заказчика.
Развитая инфраструктура
В кластерных городах создана вся инфраструктура для того, чтобы производители в любой момент могли дополнить комплектацию своего продукта всеми составляющими на месте. За счет того, что в одном городе сконцентрировано большое число производителей из одной отрасли, поставщики обладают широким выбором комплектующих (например, производитель головки для душа может совместить ее со шлангом компании А, держателем компании Б, креплением компании В и т.д.). В подобных городах до такой степени налажены цепочки поставок, что на любую доставку уходит всего несколько часов. Доставка почти ничего не стоит заказчику, потому что все находятся рядом.
Рынки сбыта
В китайских «моногородах» работают лучшие технические специалисты отрасли, а также мастера сборки и продавцы. Например, рядом с производителями смесителей может находиться производитель раковин, а в другом районе города располагаться большой оптовый рынок, на котором будет выставлен смеситель компании А с раковиной компании Б в интерьере компании В. Такое «добрососедство» способствует кооперации в отрасли и стимулирует сбыт. Такие города известны в КНР и как города-производители, и как города-рынки с прямым доступом к почти 1, 3 млрд потребителей.
Поддержка правительства
В некоторых регионах и специальных городах китайское правительство всячески поощряет приход новых производителей предоставлением налоговых каникул, снижением налоговых ставок, бесплатной арендой помещения под производство на начальный период. Снижение затрат на первичном этапе положительно сказывается на цене товара.
Объемы китайского производства, современное оборудование и высокое технологическое оснащение заводов, умение заимствовать лучший дизайн от западных моделей, приводят к тому, что, чтобы найти своего клиента, китайские поставщики предлагают на рынок все более современную продукцию в 3-4 раза дешевле, чем в любой другой стране мира. Иностранным компаниям достаточно только наладить производственный процесс на месте, чтобы потом получать прибыль и заниматься исследованиями и разработками будущих товаров в своей стране.