Мировая торговля более чем на 90% зависит от морских перевозок. Большие контейнеровозы ежедневно перевозят тонны товаров из пункта А в пункт Б по воде. В конце 2021 – начале 2022 года мир уже сталкивался с таким явлением, как контейнерный кризис, главной причиной которого называли пандемию. Казалось бы, прошло время, страны сняли внутренние ограничения, порты заработали в нормальном режиме, но только стоимость перевозки вновь взлетела до заоблачных значений. По словам экспертов, с начала этого года спотовые ставки увеличились на 50%, причем стремительный рост пришелся на май 2024 года – только за последнюю декаду мая повышение спотовых ставок на 15−30% произошло у большинства морских линий.
Что происходит и какие прогнозы ждут тех, кто зависит от перевозок (а на самом деле дело касается каждого), рассмотрим ниже.
Закрепление темы: что такое контейнерный кризис
Контейнерный кризис – это ситуация, когда мировой спрос на контейнерные перевозки значительно превышает предложение. Он порождает такие проблемы, как задержки доставки, нехватку контейнеров и рост стоимости транспортных услуг. Кризис 2021 года уже показал уязвимость глобальной логистической системы, а сейчас ситуация повторяется по второму кругу.
Ставки вверх: в чем причина происходящего
-
Китайский экспорт сильно превышает импорт.
Китай – основной поставщик товаров в мире. Одной из основных причин контейнерного кризиса является значительный дисбаланс между китайским экспортом и импортом. КНР экспортирует гораздо больше товаров, чем импортирует, создавая ситуацию, при которой огромное количество контейнеров отправляется из страны, но не возвращается обратно с товарами. Это приводит к нехватке контейнеров в ключевых экспортных китайских портах и избытку в портах импорта.
-
Конфликт на Ближнем Востоке вынуждает морские линии менять маршруты.
Красное море — стратегически важный водный путь, соединяющий Индийский океан с Суэцким каналом и далее с Европой. Учитывая текущую геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке, крупнейшие судоходные компании (MSC, Maersk, CMA, Hapag-Lloyd и др.) меняют маршруты следования судов, тем самым увеличивая время плавания. Выходит так, что пока контейнеры остаются на судне, спрос на них, как и на контенейровозы в целом, растет. Заторы на линиях задерживают возврат пустых ящиков и порождают острую нехватку контейнеров в Азии.
В то же время, выбирая более длинные и безопасные маршруты для обхода опасных зон, операторы задерживают сроки выполнения контрактов для бизнеса, но продолжают повышать цены за свои услуги, даже несмотря на каскадные задержки в цепочках поставок.
- Грузоотправители заранее отгрузили товар в преддверии пикового сезона в третьем квартале.
Одни из главных факторов, которые обычно влияют на увеличение объемов контейнерных перевозок в третьем квартале, — это подготовка к началу учебного года, праздничному сезону в западных странах (череде праздников вроде Чёрной Пятницы, Дня благодарения, Рождества и Нового года) и старту отгрузок после всплеска активности в период международных выставок весной в Китае. Опыт пандемии научил импортеров заранее пополнять запасы на складах, и поэтому в этом году из-за смещения пика отгрузок, на которое наложилась ситуация с удлинением маршрутов в обход Красного моря, произошли сбои в торговых потоках.
-
Плохие погодные условия и скопление порожних контейнеров в других странах.
Из-за плохой погоды в странах Восточной Азии в конце апреля, перевозчики отказались заходить в порты одних стран либо сократили время пребывания в портах, не забрав пустые контейнеры, чтобы быстрее доставить те грузы, которые находились на борту. В результате порожние контейнеры остались разбросаны по всему миру, так и не вернувшись в Китай, где в них так нуждаются.
-
Перегруженность портов.
Из-за перераспределения мощностей у морских линий, увеличения перевалки грузов в Западном Средиземноморье и в Азии случились серьезные перегрузки портов в ряде транспортных узлов. В конце мая стало известно, что среднесуточное количество судов, стоящих на якоре в Циндао, достигло отметки в 55 по сравнению с 29 в первую неделю января, в то время как в Гуанчжоу этот показатель достиг отметки в 102 судна против 60 в первую неделю января. В то время как контейнеровозы стоят в китайских портах, у Китая нет контейнеров, чтобы загружать их новыми грузами – замкнутый круг, в котором пока не находится решение проблемы. Ожидается, что в ближайшее время ситуация будет только усугубляться, а доставка грузов в страны-импортеры будет отсрочена на неопределенный период.
-
Спрос на контейнеры гораздо выше предложения на рынке.
Главный производитель контейнеров в мире – все тот же Китай. Большинство контейнеров, используемых в глобальной цепочке поставок, производится именно там (около 3 млн стальных ящиков в год). Однако производственные мощности ограничены. Китайские заводы не могут быстро расширить производство, так как для этого требуются значительные инвестиции и время, и предпочитают просто зарабатывать на повышении цен на имеющиеся ящики.
Что нас ждет
По прогнозам экспертов, в ближайшем времени ставки будут продолжать расти вне зависимости от вида перевозки – морского или железнодорожного.
Если в мае рост тарифов на морскую перевозку грузов из Китая в Россию составил более 30% ( до $1,9–2,1 тыс. за 20-футовый контейнер и $2,5–3 тыс. за 40-футовый) и около 10% на ж/д (до $1,7–2,1 тыс.), то в июне они могут увеличиться еще на 20–30% от текущих показателей.
Увеличение затрат на логистику опасно для бизнеса, так как грозит в лучшем случае снижением объемов закупки, а в худшем – разорением. Контейнерный кризис 2024 года непременно приведет к удорожанию товаров, возможному дефициту и, как следствие, снижению общего уровня жизни у населения в разных странах.
Как подготовиться к новому кризису
-
Планируйте заранее.
Ситуация с ростом ставок и дефицитом контейнеров требует тщательного планирования. Если ваш бизнес зависит от международных перевозок, старайтесь заключать контракты заранее, чтобы зафиксировать ставки и обеспечить себе контейнеры. Чем раньше вы начнете планировать поставки, тем больше шансов избежать задержек и дополнительных расходов.
-
Обратитесь к альтернативным маршрутам.
Изучайте альтернативные маршруты и способы доставки. Иногда использование разных портов или транспортных компаний может помочь снизить затраты и избежать перегруженности. Рассмотрите возможность использования железнодорожного или авиационного транспорта, если это экономически целесообразно для вашего бизнеса.
- Оптимизируйте складские запасы.
Пересмотрите свои складские запасы и логистическую цепочку в целом. Возможно, стоит увеличить запасы товаров посредством местных поставщиков, чтобы быть готовыми к возможным задержкам в поставках. Оптимизация складских запасов поможет вам избежать перебоев в работе и поддержит клиентский спрос.
-
Установите тесные отношения с поставщиками и логистическими компаниями.
Налаженные отношения с поставщиками и логистическими партнерами помогут быть в курсе текущей ситуации и оперативно реагировать на изменения. Регулярное общение и сотрудничество с партнерами позволит быстрее находить решения в сложных ситуациях.
-
Будьте гибкими.
Гибкость и способность адаптироваться к изменяющимся условиям – ключ к успешному ведению бизнеса в условиях кризиса. Будьте готовы быстро принимать решения, менять маршруты и искать новые возможности. В условиях неопределенности это особенно важно.