Инкотермс (сокращение от International Commercial Terms — международные торговые термины) — это набор международных правил, разработанных и публикуемых Международной торговой палатой (InternationalChamber of Commerce, ICC). Эти правила предназначены для того, чтобы ясно и точно определить обязанности продавцов и покупателей по доставке товаров в рамках международных сделок.
Зачем нужны правила Инкотермс
Инкотермс охватывают такие важные аспекты сделки, как:
-
передача рисков от продавца к покупателю,
-
распределение затрат на транспортировку и страхование,
-
обязанности по упаковке и маркировке товара,
-
таможенное оформление,
-
другие аспекты, связанные с международной доставкой.
Правила Инкотермс используются во всем мире в контрактах купли-продажи, соглашениях поставки, документах на перевозку и в страховых полисах. Они помогают предотвратить недопонимание и юридические споры, предоставляя четкие инструкции по тому, кто отвечает за доставку, страхование, документы и экспортно-импортные процедуры в процессе перевозки товаров от продавца к покупателю.
Версии: отличия Инкотермс-2010 от Инкотермс-2020
Существует несколько версий Инкотермс: первая редакция была выпущена в далеком 1936 году и с тех пор не раз обновлялась. Актуализация Инкотермс в среднем происходит раз в 10 лет.
В настоящее время участники международных сделок чаще пользуются последним обновлением 2020 года (Incoterms 2020), которые незначительно, но дополнили либо изменили предыдущую версию Incoterms 2010. Следуя вышеизложенному, предполагаем, что нынешние правила будут действительны как минимум до 2029 года.
О базовых кодах и обозначениях, которые используются в Инкотермс, мы писали ранее.
Вот некоторые ключевые различия между Incoterms 2010 и Incoterms 2020.
-
Изменение термина DAT на DPU.
Incoterms 2010 включали термин DAT (Delivered at Terminal / Доставлено к терминалу), который означал, что продавец доставляет товар до терминала в порту назначения в стране покупателя. Incoterms 2020 заменили DAT на DPU (Delivered at Place Unloaded / Доставлено к месту разгрузки), что расширило спектр мест доставки, включая любое место, а не только терминал.
-
Изменение уровня страхового покрытия при условии CIP.
Инкотермс-2020 установили особые обязательства продавцов по условиям поставки CIF (Cost Insuranceand Freight) и CIP (Carriage and Insurance Paid to). Оба эти условия предполагают, что продавец приобретает страховку для экспорта товаров покупателя.
Согласно условиям поставки CIF, как и в случае с правилами Инкотермс-2010, продавец обязуется обеспечить минимальный уровень страхового покрытия. При желании стороны могут согласовать в контракте более высокий уровень страхового покрытия.
А вот для условий поставки CIP в Инкотермс-2020 продавца обязали застраховывать товар от всех рисков с максимальным страховым покрытием, которое должно составлять не менее 110% от стоимости товара. Компаниям разрешили согласовать в договоре более низкий уровень, если обе стороны на это согласны.
-
Расширение требований, связанных с безопасностью.
Инкотермс-2020 ввели более конкретные требования, связанные с безопасностью, в статьях A4 / B4 («Перевозка») и A7 / B7 («Таможенное оформление экспорта / импорта»). По ним продавцов обязали соблюдать все требования безопасности и предоставлять информацию касательно безопасности транспорта и доставки груза, а также содействовать в аспектах безопасности во время оформления экспорта и информировании покупателя в период подготовки документов для транзита или импорта.
-
Правила использования коносамента при условии FCA.
Инкотермс-2020 решили проблему в условиях FCA (Free Carrier / Франко-перевозчик), где стороны договариваются об использовании коносамента с отметкой о погрузке на борт. По новым правилам покупатель и продавец могут прописать во внешнеторговом контракте, что покупатель поручит перевозчику выдать продавцу коносамент с отметкой «на борту» после погрузки товаров.
В число допустимых мест для погрузки товара входят места, как принадлежащие продавцу (склад, завод или магазин), так и не принадлежащие (аэропорт, вокзал, терминал, морской порт). В первом случае отгрузка считается выполненной, когда товар продавца физически загружают на транспортное средство покупателя; а во втором – когда товар фактически передают перевозчику из транспорта продавца (выгрузка в расходы продавца не входит).
-
Внесение ясности в вопрос распределения затрат.
Инкотермс-2020 внесли более точные указания по распределению затрат между покупателем и продавцом в статьи A9 / B9 «Распределение расходов» для предотвращения неожиданностей во время купли-продажи. Это касается транспортных расходов, таможенного оформления экспорта и импорта, а также затрат, связанных с требованиями безопасности.
-
Использование собственного транспорта.
Инкотермс-2020 разрешили использование собственного транспорта продавца или покупателя, а не стороннего перевозчика.
Классификация условий Инкотермс-2020 по виду используемого транспорта осталась прежней:
- EXW, FCA, СРТ, CIP, DPU, DAP, DDP – для любого вида транспорта (включая мультимодальные перевозки);
- FAS, FOB, CFR, CIF – для морского и речного видов транспорта.
Правила Инкотермс-2020 для любого вида транспорта
Условия поставки |
EXW |
FCA |
СРТ |
CIP |
DAP |
DPU |
DDP |
Расшифровка |
Франко завод |
Франко-перевозчик |
Фрахт/перевозка оплачены до |
Стоимость и страховка оплачены до |
Поставка в пункте |
Поставка на место выгрузки |
Поставка с оплатой пошлин |
|
|||||||
Обязательства |
|
|
|
|
|
|
|
Упаковка |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
Отгрузка |
покупатель |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
Доставка до порта/места |
покупатель |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
Затаможка |
покупатель |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
Терминальные сборы (в порту отправления) |
покупатель |
покупатель |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
Загрузка на борт |
покупатель |
покупатель |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
Фрахт |
покупатель |
покупатель |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
Страховка |
|
|
|
продавец |
|
|
|
Терминальные сборы (в порту назначения) |
покупатель |
покупатель |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
Растаможка |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
продавец |
Доставка до места назначения |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
продавец |
продавец |
продавец |
Выгрузка |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
продавец |
покупатель |
Правила Инкотермс-2020 для морского и речного транспорта
Условия поставки |
FAS |
FOB |
CFR |
CIF |
Расшифровка |
Свободно вдоль борта судна |
Свободно на борту |
Стоимость и фрахт |
Стоимость, страхование и фрахт |
|
||||
Обязательства |
|
|
|
|
Упаковка |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
Отгрузка |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
Доставка до порта/места |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
Затаможка |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
Терминальные сборы (в порту отправления) |
продавец |
продавец |
продавец |
продавец |
Загрузка на борт |
покупатель |
продавец |
продавец |
продавец |
Фрахт |
покупатель |
покупатель |
продавец |
продавец |
Страховка |
|
|
|
продавец |
Терминальные сборы (в порту назначения) |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
Растаможка |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
Доставка до места назначения |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
Выгрузка |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
покупатель |
Коррективы, которые были внесены в Инкотермс-2020, направлены на то, чтобы сделать условия международных сделок более четкими для участников. Важно помнить, что во время подготовки внешнеторгового контракта нужно указывать конкретную версию Инкотермс, которая будет использована – таким образом получится избежать недоразумений и споров.