Портал Kitau.Ru by Expro
02:22
Наши контакты
Связь в России +7(966)666-9698
Связь в Китае +86-13178888875
Курс валют
CNY/RUB 11.09
USD/CNY 7.19
Online Чат

«Помогаечный бизнес»: причина нелегальной торговли в приграничье

Слово «помогайки» широко известно жителям приграничных регионов. И несмотря на то, что большинству оно покажется простонародным и ничего не значащим, под ним подразумевается вполне определенный вид деятельности, который, ко всему прочему, приносит доход.


Кто такие «помогайки»

«Помогайки» – это люди, которые занимаются предоставлением услуг на границе между двумя странами, в нашем случае – России и Китая. Их деятельность, как правило, сводится к транспортировке небольших партий товаров по запросу других лиц за определенную плату.

На деле это выглядит так: «делец» пересекает границу под видом туриста, чтобы через 1-3 дня вернуться домой с баулом вещей, предназначенных для заказчика и купленных за его же деньги.

товары из китая через границу.png

Такой вид бизнеса давно распространен на Дальнем Востоке, где российским туристам хорошо знакомы города Китая, в которых проще всего пересечь границу: Хуньчунь, Хэйхэ, Суйфэньхэ и проч. В виду географической близости в этих регионах простая помощь со временем превратилась в реальный бизнес.

Люди, работающие под прикрытием, получают двойную выгоду: краткосрочную поездку в Китай и оплату своих услуг за переход границы с чужими чемоданами. Единственный риск для них – проверка на таможне. Хотя даже в случаях пристальных проверок для провоза товаров выдумывают легенды, придерживаясь главного правила в своей работе – не сознаваться, что вещи куплены не для себя, а по заказу третьей стороны.

 

Как «помогайки» стали причиной нелегальной торговли

Нелегальная торговля между Россией и Китаем долгое время развивалась за счет большого спроса на определенные товары, цены на которые были заметно ниже в Китае. Таким образом, одежда, электроника, косметика, автозапчасти и даже продукты питания стали большой частью нелегального импорта, который поступал и продолжает поступать из китайских городов в приграничные города России.

товары с помогайками.png

В дальневосточном регионе хорошо осведомлены о роли «помогаек» и часто прибегают к сотрудничеству с ними, поскольку это гораздо проще, чем следовать официальным процедурам таможенного оформления – заказчиками у «помогаек» чаще всего выступают представители малого бизнеса. Ведь основной двигатель нелегальной торговли – необходимость минимизировать затраты.

 помогайки в приграничье.png

Обыкновенным туристам, которые путешествуют между приграничными городами, разрешается провозить только 25 кг вещей, что, конечно, создает много нежелательных моментов для предпринимателей (тех самых заказчиков) из-за ограничений по объему и необходимости таможенного оформления, которое влечет за собой сборы и пошлины. Поэтому при найме «помогаек» им предоставляют 1-3 кг из общей нормы, а остальная часть отводится на долю тех, кто оплачивает их услуги. За символическую плату коммерсанты получают «серый товар», который впоследствии реализуют покупателям. 

На первый взгляд, кажется, что это простой способ зарабатывать на жизнь как для «помогаек», так и для заказчиков, но, взглянув глубже, вполне понятно, что их деятельность переплетается с нарушением закона.

Нелегальная торговля негативно сказывается на экономике обеих стран. Для России это означает потерю налоговых поступлений, а для Китая – потенциальные репутационные риски. Кроме того, преобладание таких «перегруженных туристов» образуют заторы на пограничных пунктах, где таможенные органы вынуждены проверять с пристрастием каждый подозрительный чемодан. Нелегальный товарный обмен подрывает рынок легальных товаров, что плохо сказываться на местных производителях и других продавцах, которые страдают от нечестной конкуренции.

 

Конец эры «помогаек»: а так ли это хорошо

Пандемия COVID-19, в период которой произошло закрытие границ, существенно подорвала «помогаечный бизнес». После снятия ограничений, казалось, что все станет по-прежнему, однако новые времена стали диктовать новые правила.

В частности, с осени 2024 года власти Приморского края начали разрабатывать меры по введению административной (в особых случаях и уголовной) ответственности за «серую» деятельность компаний, которые занимаются перевозкой нелегальных товаров, предназначенных для продажи, через границу при помощи «туристов».

Осложнение проверок, возможные задержки, введение штрафов, риски изъятия товаров и другие трудности при прохождении контроля стали отталкивать легальных туристов, а «нелегалам» просто стало чего бояться. В итоге после начала борьбы с «помогайками» уровень пассажирских перевозок в приграничье упал на 27% только за 1 квартал 2025 года.

 проверки на границе.png

В приграничных китайских городах эта «нехватка» русских привела к закрытию торговых центров, которые до этого служили главными местами для закупки дешевых товаров. Теперь в них развивают туристическое направление для китайских туристов: строят тематические парки, продают российские товары и предлагают блюда русской кухни, чтобы в полной мере насладиться «русским духом» на границе с РФ.

На данный момент ключевым вызовом для России становится нахождение баланса между необходимостью пресекать нелегальную деятельность, обеспечением удобного обслуживания для пассажиров и сохранению прибыли у перевозчиков. Развернутая кампания на границе пока привела только к падению пассажирских перевозок, однако есть надежда, что она сыграет большую роль в создании более безопасного транспортного сектора и поддержке честных продавцов.

Похожие публикации

Alibaba Group - китайский двигатель интернет-торговли

История создания и рекорды китайского гиганта в сфере электронной коммерции – компании Alibaba Group.

COVID-19 и проблемы мировой торговли

Кризис морских перевозок стал проблемой №1 в 2021 году. Кто и как справляется с трудностями и есть ли надежда на светлое будущее.
Автор статьи
Напрейкин Сергей

Напрейкин Сергей

Основатель проекта Kitau.Ru

Оцените публикацию Мы будем рады вашей оценке

Комментарии0

Оставьте ваш комментарий,
мы ценим ваше мнение

Полезная статья? Поделитесь в социальных сетях

Подписывайтесь и получайте самые важные материалы первыми

Подписывайтесь и получайте
самые важные материалы первыми

Полезная статья? Поделитесь в соцсетях