Эта картинка, недавно снискала себе славу в WeChat, популярной в Китае чат-системе. Но давайте будем честны – неужели нашивка, сделанная в Корее, и вправду служит дольше, чем продукт, произведенный в Китае? На деле – нет, практически никогда. Но, пусть это и не самый лучший пример, он вполне отражает давно сложившееся общественное мнение о том, что товары из Китая – мусор. И если даже вы часто заказывали китайскую продукцию ранее, пара-тройка разочарований могла привести к тому, что и вы купились на сей обидный предрассудок.
Некоторые китайские производители могут производить (и производят) продукцию низкокачественную и потенциально опасную. Мировые службы защиты прав потребителей регулярно формируют отчеты о неудовлетворительном качестве товаров из Китая.
Одним из примеров является компания Mattel - в 2007 году была забракованы партии игрушек, содержащих опасную концентрацию свинца в окрасочных материалах. Даже собственный департамент Китая по надзору за качеством недавно обнаружил, что почти 50% пиротехнической продукции из произвольной выборки не прошли проверку качества - то есть, миллионы отечественных потребителей подвергаются риску во время празднования китайского Нового Года.
Но пресса рисует картину, ни в коей мере не отражающую реальную способность китайских производств; попросту игнорирующую опыт многих успешных импортеров, что продолжают работать с поставщиками из Китая по сей день. Если вы способны глядеть чуть дальше, чем большинство, вы поймете, что солидный процент китайских предприятий способен производить качественный товар и прилагает усилия к тому, чтобы всецело удовлетворить требования потребителя. Давайте же разберемся, откуда растут ноги у заблуждения о качестве китайских товаров – и как получить товары лучшего качества у китайских экспортеров.
Китайские производства способны на качественные товары
Вопреки распространенному мнению, китайские производители в настоящее время сосредоточены на производстве качественной продукции. Они открывают миру новые бренды и используют новейшие технологии. Пусть это и не распространяется на все без исключения китайские производства, в последние несколько десятилетий индустрия страны существенно продвинулась на пути улучшения.Все больше китайских производств запрашивают, независимо от покупателя, инспекционный контроль продукции у третьей стороны. Хозяева этих производств ценят независимое мнение по вопросу улучшений и удовлетворения ожиданий потребителей. Также идет расчет и на то, что иностранные компании заметят прогресс.
Китай повышает компетенцию в высокотехнологичных производствах
Быстро развивающаяся индустрия электроники и сотовых телефонов в Китае демонстрирует решительные намерения своих лидеров встроиться в общемировую производственную цепочку, задающую стоимость продукта. В последние несколько лет китайские бренды смартфонов гладко вошли в мировой рынок – с амбициями бросить вызов таким гигантам, как Apple и Samsung и укрепить репутацию Китая как технологической державы, держащей руку на пульсе инноваций.
Три китайских бренда смартфонов, Huawei, OPPO и Vivo, теперь являются соответственно третьим, четвертым и пятым крупнейшими поставщиками смартфонов в мире. В то время как Apple и Samsung отмечают снижение доли рынка в годовом исчислении, Huawei по сравнению с прошлым годом оценил прирост в 58,4%. Между тем OPPO и Vivo нарастили в годовом исчислении более 100%. Эти компании выказывают желание продвигаться вперед, производя высокотехнологичный, но в то же время доступный продукт.
Передовое производство в Китае не ограничивается одними лишь смартфонами. «Drone industry titan Dajiang Innovation», или DJI для краткости, контролирует около 70% рынка беспилотных летательных аппаратов по состоянию на 2015 г., благодаря своим качественным и изящным решениям и «умной» логистике.
Названные компании демонстрируют лишь часть возможностей Китая в секторе высоких технологий. Добавляет веры в высокие возможности Китая и то, что правительство страны намерено взять процесс модернизации в свои руки. «Made in China 2025» – так называется официально опубликованная правительственная программа, направленная на улучшение качества национальных производств. К 2025 году они все должны стать эффективнее, экологичнее и отвечать высокому стандарту инноваций.
В числе других требований программа также предусматривает более широкий выбор ключевых компонентов от отечественных поставщиков. И хотя многим китайским фирмам необходимо будет скорректировать свои стратегии для надлежащего импорта составляющих, инвестиции в технологические инновации уже увеличены согласно программе. Производители всего мира отмечают, что Китай «переезжает с рабочего двигателя мира на подлинного новатора», что может помочь ускорить продвижение страны к цели – становлению настоящим лидером во всем, что касается качества продукции.
Вслед за Японией: революция китайского качества
Соседка Китая Япония – яркий пример страны, успешно прошедшей этап революции качества. И Китай, похоже, стремится к такому же результату.Десятилетия назад, в период после Второй мировой войны, Япония вела активную внутреннюю перестройку и перевод производств с нужд военного времени на потребительскую стезю. Поначалу японские товары не блистали ни качеством, ни известностью. Но все изменилось вместе с пересмотром приоритетов в мануфактурных верхах страны, и уже в 1980-х годах японские качество и надежность угрожали позициям американских – особенно когда дело касалось бытовой электроники и автомобилестроения.
Несмотря на резкий экономический спад в 1990-х годах японская промышленность по-прежнему известна во всем мире, в основном – благодаря качеству и системе «бережного производства». Только после того, как японские производители озаботились вопросами совершенствования организационных процессов производства, стал виден значительный подъем планки качества.
И теперь китайские компании следуют той же дорогой. Китай уже превзошел США в производстве полупроводников. Некоторые китайские производители одежды утверждают, что переходят на принцип бережного производства. Выражаясь словами одного китайского генерального директора, «нам определенно следует быть эффективнее, раз мы хотим выжить», поскольку затраты на рабсилу в Китае растут, и Китай остается конкурентоспособным для импортеров.
Так почему же из Китая все еще везут плохой товар?
Китай прошел долгий путь от непримечательного начального этапа – экономики, ориентированной на производство любой ценой. И если нынешние изменения носят хоть сколько-нибудь исторический характер, китайский «путь наверх» продолжится, следовательно, конкурентоспособность китайских товаров увеличится.Но если китайские заводы способны конкурировать с иностранными по качеству продукции, почему многие импортеры, работающие с китайскими поставщиками, продолжают получать товары низкого качества? Все просто: спрос на более низкую стоимость порождает занижение качества продукции.
Большинство импортеров желают получить продукцию высочайшего качества по минимально возможной цене. Но многие из них зачастую не признают, что низкое качество – продукт исходных условий, а не злого умысла. Предположим, вы хотите импортировать 3000 Bluetooth-колонок с завода в провинции Гуандун, Китай. Вы посещаете выставочный зал поставщика и видите блистательный ассортимент прекрасных аудио-аксессуаров и оборудования. Впечатлившись увиденным, вы решаете работать с поставщиком и делаете заказ на партию. И после повторных переговоров по самой низкой цене поставщика вы оформляете депозит на заказ.
Когда вы, наконец, получаете готовые товары, вы хватаетесь за голову, обнаружив, что ваш продукт мало похож на то, что вам показали на выставке. Ваши Bluetooth-колонки сделаны из гораздо более дешевых составляющих, чем вы ожидали, и многие из них неисправны.
Эта история слишком знакома импортерам, которые искусственно занижали цену. Снижение цены обычно сопровождается снижением качества готового продукта. Чем ниже прибыль, тем больше «урезать» приходится производителю.
Made in PRC - какая страна производитель?
В последнее время как в России, так и в мире, стал встречаться товар под маркой Made in PRC. Многие интересуются, что это за страна такая PRC? Отвечаем - PRC расшифровывается как People's Republic of China, что в переводе на русский: КНР = Китай. Это просто маркетинговый ход, так как многие производители знают что товары под лейблом Made in China многими автоматически воспринимаются как товары низкого качества, а видя надпись made in PRC такой ассоциации не возникает. Надо заметить что товары с таким лейблом и действительно могут быть хорошего качества, так как изготовлены уже в современном Китае, где качество как мы знаем на порядок выше чем 20 лет назад.Почему при производстве товара в Китае качество может оказаться низким?
Вас когда-нибудь выводили из себя инструкции, на 80% состоящие из тумана и неясностей? И ничего удивительного не было в том, что, следуя им, вы не добивались желаемого результата. Аналогичная ситуация и здесь: нет четких требований – нет результата, отвечающего ожиданиям. Упуская важные подробности заказа, экономя на чертежах и составлении технического задания, вы создаете неопределенность в отношениях заказчик-исполнитель.Китайский поставщик зачастую берет на себя обязательство заполнить пробелы, пытается угадать ваши желания вместо того, чтобы запросить уточнения. Вот поэтому готовый продукт и производится из неверных комплектующих или имеет дефекты качества.
Не рассчитывайте на то, что поставщик из Китая полностью угадает ваши требования к продукту. Прежде чем разрывать с ним отношения, подумайте, предоставили ли вы всю необходимую информацию для качественного производства. Нелишним, будет поручить контроль качества независимому инспектору, а не полагаться только на отдел контроля качества производителя.
Грамотное ТЗ, опять же, не только служит руководством для исполнителя, но и представляет собой ценный документ для любого инспекционного персонала, проводящего контроль качества продукции.
Заключение
Пусть некоторые фабрики в Китае порой и производят продукцию низкого качества, но тем не менее с каждым годом растет количество компании , способных выпускать высокотехнологичный и высококачественный продукт. По факту, многие импортеры по-прежнему успешно сотрудничают с Китаем – даже с учетом непрекращающегося роста национальной заработной платы.Занимаясь поиском товаров для бизнес из Китая, подумайте о том, как запрашиваемая цена скажется на качестве. Если вы будете торговаться и настаивать на очень низкой цене, вас, скорее всего, разочарует низкое качество готового продукта. Будьте последовательны в своих ожиданиях с самого начала, обдумайте и распланируйте все, прежде чем разместить заказ. Разработайте техническое задание, которое не оставит не прояснённых вопросов, плотно общайтесь с поставщиком и исполнителями. И помните, ежедневно в Китае производится огромное количество товаров высочайшего качества, но всё имеет свою цену.