Жизнь начинается с земли,
Она хранит все тайны мира,
И жизнь, и радость, и надежды, и мечты.
А для тебя она источник вдохновения
И созданной тобою красоты.
Родькина Татьяна
Когда идет упоминание о китайской скульптуре, у многих возникает образ знаменитых буддийских храмов с тысячами изображений будд и буддийских божеств или поражающая воображение своим масштабом Терракотовая армия, созданная для того, чтобы служить императору Цинь Шихуаню в загробном мире, а может быть, гигантская скульптура Будды Майтрейи высеченная в толще скалы близ города Лэшань в провинции Сычуань, которая на протяжении 1000 лет удерживала позицию лидера в рейтинге самых высоких монументов мира. Все эти древнейшие памятники искусства Китая в большей или меньшей мере знакомы тем, кто бывал в Китае или увлекается его историей и культурой. А я хочу рассказать о небольшой, но очень необычной и малоизвестной российскому читателю частичке огромного культурного наследия Китая.
Не о тех величественных, но по большому счету, несмотря на их физическое присутствие рядом с нами, уже давно канувших в лету исторических памятниках культуры, а про то наследие, которое передавалось на протяжении почти двух веков от отца к сыну от деда к внуку, которое живо до сих пор и к которому мы можем быть сопричастны даже сегодня.
Речь пойдёт о художественной династии Нижэнь Чжан, появившейся во времена заката правления династии Цин на севере Китае в городе Тяньцзинь, а точнее, о творчестве представителя шестого поколения этой династии скульпторов — Чжан Юй.
Представители шести поколении художественной династии Нижень Чжан.
В семье всегда очень строго подходили к выбору наследника, которому передавались секреты мастерства, но его никогда не заставляли заниматься этим ремеслом.
Свободно владея языком европейской пластики, Чжан Юй создает уникальные произведения, проникнутые духом китайской мифологии и философии, сочетающие в себе духовные традиции древности и реальность действительности.
“Я бы хотел, чтобы люди воспринимали Глиняные скульптуры Нижэнь Чжан не только как феномен прошлого, но и как реалии настоящего, современного мира", — говорит скульптор. —Традиционное искусство это всего лишь одна из форм самовыражения художника, которая не должна определяется хронологией.”
Думаю что многие, кто хоть раз побывал в Китае, согласятся с моим утверждением о том, что за своё стремительное развитие Китай заплатил утратой индивидуальности и многие его мегаполисы и то, чем они наполнены, выглядят на одно лицо. Очутившись в мастерской Чжан Юй мы попадаем в другой Китай. Настоящий, изысканный, с неторопливым шлифованием мастерства, которое может длиться столетиями, передаваясь от отца к сыну, от деда к внуку. Китай, который вопреки всему продолжает жить под промышленной урбанистической оберткой.
Все в мастерской изнутри и снаружи наполнено духом этого настоящего Китая. Здесь всегда царит порядок и спокойствие, которые являются проявлением внутренней дисциплины и жизненного ритма Чжан Юй. Пройдя на задний дворик мастерской, мы попадаем в бамбуковую рощу. Бамбук — это именно то растение, которое чаще всего ассоциируется у нас Китаем. Он является символом постоянного роста, стойкости, силы, строгости и, вместе с тем, олицетворяет изящество и простоту — качества, которые по мнению китайцев, должен воспитывать в себе благородный муж.
Этот островок уединения в самом сердце шумного мегаполиса, одно из любимых мест отдыха Чжан Юй. Также особую атмосферу в мастерской создают любимые питомцы художника — кошки. Мурлыки здесь живут на правах полноправных хозяев. Им открыты все двери в мастерской и всё позволено.
Мастерская Чжан Юй, наряду с музеем Нижень Чжан в Тяньцзине и различными выставочными площадками, является частью многогранного проекта, который он реализует на протяжении более двадцати лет. Здесь рождаются произведения, происходит передача художественного мастерства потомкам, стены мастерской хранят скрытые от посторонних глаз этапы томительных поисков совершенной художественной формы и таинства побед художника.
Музей Глиняных скульптур Нижэнь Чжан
Музей Глиняных скульптур Нижэнь Чжан также расположен в небольшом переулке на улице Древнекитайской культуры в Тяньцзине. Строение,в котором обосновался музей, принадлежит к эпохе династии Цин и является памятником классической архитектуры этой эпохи.Это небольшой дворик, в котором друг напротив друга расположено два двухэтажных здания. На первых этажах обоих зданий находятся выставочные залы, в которых наряду со скульптурными произведениями, также представлены исторические материалы, рассказывающие посетителям о истории и этапах развития Глиняных скульптур Нижэнь Чжан.
На втором этаже музея хранится часть экспонатов и находится небольшой зал для приема гостей. По площади музей маленький, внутри же собрана потрясающая коллекция экспонатов, включающая в себя произведения всех представителей художественной династии, а также книги и исторические материалы разных эпох, сохранившие упоминания о художественной династии Нижэнь Чжан.
Всё в музее спланировано так, что попадая в него, у посетителей непременно появляется ощущение уюта и теплоты.
Произведения
Также хочется рассказать о некоторых произведениях Чжан Юй, сюжеты которых он черпает из древнекитайской литературы, старинных приданий и легенд.Реалистичность образов, изображенных Чжан Юй, наделяет их незаурядной энергетикой и в то же время сохраняет традиционную китайскую эстетику, изящность и ощущение достоверности в глазах зрителя.《Беседа рыбака и дровосека》
Беседа рыбака и дровосека является названием пьесы классической китайской музыки, которая любима слушателями на протяжении более четырехсот лет. Мелодия переносит слушателя на берег лазурного озера, где в окружении гор рыбак и дровосек ведут благодушную беседу. Эта пьеса имеет глубочайший смысл, и посредством взгляда на простую жизнь рыбака и дровосека, передает стремление освободиться от путжитейской суеты. Именноэтот музыкальный шедевр и вдохновил автора на создание одноименной скульптурной композиции. В китайской культуре образы рыбака и дровосека являются отражением идеала естественной жизни, которая протекает во взаимосвязиприродой. Они схожи с образами даосских мастеров, которые жили в уединении, и за внешней простотой скрывали свою мудрость от непосвященных.
《Пятеро старцев, рассматривающие картину》
Центром композиции произведения являются пятеро старых друзей, которых объединяет любовь и интерес к живописи.Один из них с трепетом показывает товарищам новое живописное полотно, другой полностью погрузился в созерцание картины, третий горд и надменен, каждый из героев произведения играет свою роль в происходящем, а автор сумел разглядеть и красочно изобразить их внутренние переживания.
《Лао-цзы》
Лао-цзы — легендарный древнекитайский мыслитель и философ, основоположник религиозно-философского направления даосизма. Несмотря на то, что хроники содержат о нём немало сведений, жизнь Лао-цзы окутана множеством тайн, загадок и красивых легенд, одной из которых является легенда об отъезде Лао-цзы на Запад.
В давние времена на границе Китайской империи с Западными странами произошло необычное событие. Страж пограничной заставы увидел в небе облако фиолетового цвета и, так как был человеком проницательным и хорошо разбирался в тайных небесных знаках, понял, что облако является божественным знамением чего-то необычайного. Когда облако рассеялось, перед стражем возник Лао-цзы, восседавший на быке. Мудрый охранник низко поклонился путнику, а тот молча передал ему священное писание - «Книгу о Дао и Дэ» («Дао дэ цзин»), которая впоследствии стала основой для развития Даосизма. После этого Лао-цзы покинул заставу и больше его никто не видел.
Эта красочная легенда о жизни Лао-цзы вдохновила Чжан Юй на создание произведения, название которого дословно переводится как “Фиолетовое облако, появившееся на западе”. У китайцев это словосочетание всегда ассоциируется с именем Лао-цзы и символизирует благоприятное предзнаменование.
《Путь》
Сюжетом для этого произведения послужила история путешествия монаха Сюань-цзана на запад. Сюань-цзан знаменитый китайский буддийский монах, учёный, философ, путешественник и переводчик времен династии Тан. В конце VII в. в Китае появилось множество индийских трактатов о буддизме, в которых пропагандировались самые разные точки зрения, зачастую, абсолютно противоположные. Погрузившись в изучение буддизма, Сюань-цзан понял, что большинство разногласий между существующими школами связано с отсутствием грамотных переводов канонических произведений. Поэтому он решил отправиться в Индию с целью изучения оригинальных текстов литературных памятников буддизма и их перевода на китайский язык. Путешествие Сюань-цзана началось в 627 году. На этом нелегком пути ему пришлось преодолеть бесчисленные трудности, пересечь пустыни и покорить горы, испытать голод и подвергнуться нападениям грабителей. Путешествие Сюань-цзана на запад длилось больше года и одним из его неизменных спутников в этом путешествии был белый конь.
Это произведение позволяет зрителю сосредоточить свои чувства на ощущении гармонии и спокойствия. Автор как бы приглашает зрителя стать свидетелем безмолвного диалога, который угадывается между героями, с благодарностью принимающими радости и горести, встречи и разлуки и все то, что предначертано им судьбой.
《Нэ-чжа》
Нэ-Чжа — герой китайской мифологии, обладавший магическим оружием — золотым браслетом и лоскутом волшебного красного шелка, с помощью которых мог побеждать своих противников. В своём произведении Чжан Юй изобразил момент ожесточенной борьбы Нэ-чжи с царём драконов Восточного моря Лун-Ваном.
《 Мулань собирается на войну》
Поэма «Баллада о Мулань», написанная еще в период правления Династии Вэй, повествует нам об отважной воительнице Хуа Мулань, которая, защищая своегопожилого отца от военной повинности, вышла на поле боя под видом мужчины. Она получила благословение отца и воевала более десяти лет, но никто так и не понял, что в действительности Мулань была девушкой. Она привела войско к победе и император лично отметил её храбрость и самоотверженность.
В своем произведении ЧжаньЮй изобразил момент,когда звуки горна оповестили о начале военного похода и юная Мулань уже приготовилась покинуть родной дом, чтобы вступить в бой с врагом.
《Бесстрашие》
Творчество — это отображение внутреннего мира художника, с которым можно соприкоснуться посредством его произведений. В этом произведении Чжан Юй создал образ маленького и на вид беспомощного ребенка, который, возможно, живёт в каждом из нас. Но каким бы слабым не казался этот ребенок внешне, в нем всегда присутствует внутренняя сила, являющейся незримой защитой и опорой на протяжении всей жизни.
《Гуань Юй》
Для жителей поднебесной образ Гуан Юй является олицетворением храбрости и преданности, его почитают как бога, помогающего воинам и приносящего богатство. Прототипом его был живший в эпоху Троецарствия военачальник царства Шу — Гуань Юй, который верой и правдой служил названному брату Лю Бэю. В Китае существование Гуан Юй обросло загадками, легендами, мифами, а его героический образ стал источником вдохновения для Чжан Юй.
《Ван Сичжи》
Ван Сичжи один из величайших каллиграфов, живший во времена династии Цзинь. Его почитают не только в Китае, но и в Японии, и по сей день называют «Богом каллиграфии».
Ван Сичжи увлекался разведением гусей. Когда он наблюдал за движениями и изгибами их шей к нему пришло понимание, как при письме должна двигаться рука, чтобы черты получались гармоничными и непринужденными.
В своём произведении Чжан Юй запечатлел момент, когда Ван Сичжи изучает повадки любимого питомца, чтобы в дальнейшем перейти к созданию своих шедевров.
Автор фото и текста: Родькина Татьяна