Сеть высокоскоростных поездов
Сегодня в Китае это один из самых удобных видов транспорта. Интересный факт: в 2008 году на их счету было всего 6% междугородних поездок, в 2013 – 79%. И эта цифра ежегодно растёт.
Китайская скоростная сеть является самой крупной в мире и на неё приходится 66,7% мировых высокоскоростных железнодорожных сетей. Средняя скорость здесь составляет 350 км/ч, но в 2017 году прошли тесты поезда, чья средняя скорость достигает 400 км/ч.
Для функционирования такой железнодорожной сети необходимо строительство не только специального железнодорожного полотна и специальных поездов, но и зачастую специальных вокзалов. Внутри самих поездов всё сделано для комфорта пассажиров: мягкие кресла, информационные табло, столики, телевизоры, розетки, отсутствие всякой тряски. В стоимость билета часто входит обед, а если вам не нравится стандартнее меню, вы можете заказать еду у компаний-партнёров (будь то ресторан изысканной кухни или фастфуд из KFC), и специальные работники доставят вам её на той станции, которую вы выберете.
Шеринговая экономика (экономика совместного потребления)
Саму экономику совместного потребления придумали не в Китае, однако сегодня Поднебесная плодотворно использует эту модель повсюду. Аренда зонтиков, стиральных машин, баскетбольных мячей – до недавнего времени в Китае можно было арендовать даже капсулы для сна, и всё благодаря байкшерингу – аренде велосипедов.
Улицы Пекина и Шанхая заполнены жёлтыми и оранжевыми велосипедами, принадлежащих двум компаниям-гигантам – Ofo и Mobike. Пользоваться ими очень просто: нужно установить на телефон приложение выбранной фирмы, просканировать QR-код, наклеенный на велосипед, после чего замок откроется и можно ехать. За это списывают символическую плату (1 юань за один час).
Преимущество велосипедов Ofo и Mobike в том, что они не привязаны к доковым станциям: велосипед можно забрать и оставить где угодно. Такую систему первой в мире стала использовать именно компания Ofo, которая сегодня развивается в других странах: жёлтые без доковые велосипеды можно арендовать в Великобритании, США, Сингапуре, Австрии, Казахстане, России.
Безналичный расчёт через мобильные приложения
Бумажные деньги стремительно исчезают из жизни китайцев: большинство безналичных расчётов в настоящее время осуществляется через мобильные платежные системы WeChat Pay и Аliрау.
Оплата происходит с помощью сканирования QR-кода – таким образом можно расплачиваться не только в кафе и крупных магазинах, с таксистами и курьерами, но и на вещевых и продовольственных рынках.
Даже уличные музыканты зачастую ставят вместо шапки доску с QR-кодом, чтобы именно так можно было пересчитать им деньги!
Это очень удобно: наличные деньги или банковскую карту можно забыть дома, а телефон мы почти не выпускаем из рук. Для продавцов мобильные переводы также более удобны: не надо покупать оборудование для банковских карт, необходимо обзавестись электронным кошельком и распечатать собственный QR-код.
Интернет-торговля
Именно Китаю пророчат в скором времени статус самого большого на планете рынка онлайн-торговли. Произойдёт это в первую очередь благодаря Alibaba Group – китайской публичной компании, обладающей собственной платежной системой Аliрау, а также крупнейшим в Китае рынкам интернет-торговли Taobao.com и онлайн-магазином Tmall, где продают одежду известных китайских и иностранных марок, косметику, домашнюю технику, мебель.Уже в 2006 году компания стала крупнейшей на рынке В2В-торговых площадок, прокладывая себе путь на международный рынок и опережая китайское отделение американской кампании eBay, а позже и вытеснило её совсем.
Компания непрерывно ищет новые пути, вдохновляясь прежде всего отзывами покупателей. Например, сегодня разрабатывает для онлайн-магазинов технологию VR, которая позволит пользователям виртуально примерить на себя одежду или увидеть, как та или иная мебель будет выглядеть в их квартирах.