В связи с разрывом экономических отношений с западными странами из-за текущей политической ситуации в России и мире, российские производители и представители малого бизнеса массово инициируют поиск новых поставщиков на азиатских рынках. Для Китая, который не раз заявлял о своем намерении поддерживать стратегическое партнерство с РФ, это время станет новой возможностью расширить свое экономическое влияние на российский рынок.
В последние годы КНР является одним из главных торговых партнеров России как по импорту, так и по экспорту. Согласно данным китайской таможни, общий объем торговли между Китаем и Россией в прошлом году подскочил на 35,9% до рекордных 146,9 млрд долларов. За первые два месяца 2022 г. экспорт Китая в Россию вырос более чем на 40% по сравнению с 2021г., а его импорт из России увеличился почти на 36%.
Из чего состоит торговля между Россией и Китаем?
Россия является основным поставщиком энергоресурсов в КНР, включая нефть, газ, уголь, которые составляют более 70% от всего экспорта в Китай. Далее в категории экспортных позиций стоит древесина и целлюлозно-бумажные изделия, металлы, продовольствие, машины, оборудование и другие транспортные средства. Между тем, Китай является основным поставщиком электрического и электронного оборудования для России, в первую очередь, мобильных телефонов и другого коммуникационного оборудования.
Топ-5 импортируемых категорий товаров в 2021г. в Россию из Китая
- Электрическое / электронное оборудование;
- Машины, ядерные реакторы, котлы;
- Транспортные средства, кроме железнодорожных или трамвайных подвижных составов;
- Пластик;
- Органические химикаты.
Основные виды электротехнических и электронных товаров в Россию из Китая в 2021 г.
категория |
млрд. дол. |
Мобильные телефоны и аппаратура для связи |
8,1 |
Электрические нагревательные приборы, фены |
1,2 |
Детали для телевизионной, радио- и радиолокационной аппаратуры |
1 |
Электрические трансформаторы, выпрямители |
0,8 |
Микрофоны, громкоговорители, наушники |
0,7 |
Пылесосы |
0,5 |
Интегральные схемы |
0,4 |
Диоды, транзисторы и аналогичные полупроводниковые приборы |
0,3 |
Каких китайских товаров станет больше в 2022г.?
Автомобили также являются основной категорией российского импорта из Китая. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в прошлом году Россия стала третьим по величине направлением экспорта китайских автомобилей. По прогнозам экспертов, из-за ухода европейских автопроизводителей таких, как, например, Volkswagen и BMW, которые приостановили свое местное производство в России из-за санкций, такие китайские игроки, как Geely и Chery, могут воспользоваться моментом и сильно увеличить количество своей продукции на рынке в России.
Похожая ситуация ждет и рынок смартфонов: в прошлом году на долю китайских компаний приходилось около 41% рынка - Xiaomi, Huawei и Lenovo вошли в число крупнейших китайских поставщиков бытовой электроники в России. А сегодня, после ухода Apple, приостановки поставок от Samsung, эти гиганты и вовсе смогут взять рынок в свои руки за счет широкой линейки своих телефонов - от вполне бюджетных моделей до премиальных.
Китай является крупнейшим поставщиков полупроводников - более половины российского импорта полупроводниковых устройств, включая диоды и 20% микросхем, ввозят из Китая.
Доля российских брендов на рынке одежды и обуви составляет только 25%, поэтому сейчас зеленый свет будет гореть практически для всех желающих, кто сможет заполнить пустоту витрин в многочисленных торговых центрах по стране. Многие эксперты утверждают, что после ухода с рынка популярных фирм масс-марткета вроде Zara, Massimo Dutti, H&M, Mango, Marks & Spencer, Uniqlo в российские моллы придут в том числе и новые китайские бренды. Помощь со стороны Китая понадобиться российским производителям одежды таким как Gloria Jeans, Melon Fashion Group, Zolla и др., которым придется увеличить поставки тканей и фурнитуры из азиатских стран, чтобы расширить свои производства и занять вакантные арендные площади в торговых центрах своей продукцией.
Что будет способствовать росту торговли с Китаем в новое время?
Политические мотивы
Стратегическое партнерство России и Китая построено на общем противостоянии Америке. Развязанная администрацией Трампа агрессивная экономическая война с Китаем развернула Пекин в сторону России, где политика центральной власти ей кажется более понятной и близкой.
Экономические мотивы
После замораживания почти половины резервов Центрального банка России — 300 миллиардов долларов из 640 миллиардов долларов в золоте и иностранной валюте - у РФ остались резервы в золоте и китайских юанях. Именно это фактически делает Китай главным потенциальным источником иностранной валюты для поддержки растущего рубля в условиях разрушительного оттока капитала.
Открытые логистические каналы
Перевозка грузов из Китая в Россию сейчас проходит так же, как это было раньше. Издержки логистических процессов связаны скорее с последствиями пандемии и вводимыми ограничениями в КНР в качестве реакций на локальные вспышки коронавируса. Простои в портах, которые вынужденно приостанавливают свою работу, последствия контейнерного и энергетического кризиса - те стопы, которые должны снизить свое давление на логистику после того, как наладится эпидемиологическая обстановка в КНР и в мире.
Широкий выбор товаров
Китайская экономика очень самодостаточна и не настолько импортозависима, как у России. Местные заводы и фабрики умеют производить многие виды товаров - от зубочисток до металлообрабатывающих станков. И если раньше фраза «Made in China» вызывала усмешку, так как подразумевала низкое качество предмета, о котором идет речь, то сегодня Китай, являясь ведущей экономикой мира, научился предлагать различным категориям клиентов всевозможные виды товаров любой ценовой категории и качества.